«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Владимир Вирич: Генплан застройки Саратова живет своей жизнью

Главный архитектор Саратова показал United Volga, куда развиваться городу

- Есть ли у Саратова свой перспективный план застройки города?

- Есть, и всегда существовал. Город не может существовать без генерального плана. История города и история генплана тесно переплетены. У города всегда один генеральный план, а утвержденные властью в различное время документы – пусть важные, но всего лишь этапы становления и развития единого целого.

Первые генеральные планы появились  у города в начале XIX века, после победоносного завершения Отечественной войны 1812 года. Именно они заложили не изменившуюся до наших дней планировочную структуру центра, во многом обусловили дальнейшее территориальное развитие города. Незыблемость планировочных решений этих планов подтверждалась подписью императора – конфирмацией генерального плана. Градостроительство всегда было на Руси важнейшим государственным делом.

В советский период традиция не изменилась – генеральные планы крупных и важнейших городов,  к которым всегда относился и наш Саратов, разрабатывались по решению центра, согласовывались и утверждались как минимум на уровне министерств РФ и Совета министров РСФСР.

Системная работа над генпланами или проектами планировки города, как их тогда называли, началась в тридцатые годы московским институтом «Гипрогор» и продолжалась до середины 70-х. Каждые десять лет город получал новый генплан. Причем глубина проработок, их информационная обеспеченность, комплексность  и техническая обоснованность решений с каждым разом увеличивались. Однако степень реализации этих планов в части обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры, жильем, общим благоустройством – зелеными пространствами, инженерно-транспортными сооружениями - оставалась весьма низкой. Успешно рос только промышленный пояс города, основу которого составляли крупные предприятия военно-промышленного комплекса, оставаясь на протяжении долгих лет основным фактором развития города.

Вопрос о существовании плана – риторический.  Генерального плана нет для тех, кто прямо или косвенно игнорирует заложенные в нем принципы и решения. Они, кстати, пространственно зафиксированы в «Плане красных линий», разработка которого заканчивается в этом году.

- «Красные линии» - что это?

- Как гласит Градостроительный кодекс РФ – красные линии – линии, которые обозначают существующие и планируемые границы территорий общего пользования – т.е. территорий улиц, дорог, площадей, бульваров, трасс магистральных коммуникаций и так далее. Словом, тех территорий,  которые ни под каким видом не подлежат застройке, занятию какими-либо землепользователями.

Нам часто говорят, мол, зачем мы держим территории, обозначенные «красными линиями»?

«Когда это еще ваша дорожная развязка появится? Дайте, я пока тут магазин построю!» - так рассуждают некоторые бизнесмены. «Красные линии» разделяют территории общего пользования и территории, которые могут быть освоены каким-то видом застройки, и на которые может распространяться право – аренды или частной собственности. Вторая задача «КЛ» – это фиксирование городской планировочной структуры.

То есть они обозначают территории, которые должны быть отведены под развитие транспортного строительства, строительства инженерных коммуникаций, особенно магистральных, их головных сооружений, транспортных развязок и всего, что, собственно говоря, связано с жизнеобеспечением города. То есть то, что должно быть табу для всяких инвесторов.

А план всегда есть, был и будет. Но план живет своей жизнью. Во многом независимо от действий некоторых ведомств. Когда мы пытаемся решить проблему, наивно полагая, что в отдельно взятом месте это в раз получится, то результат таких действий далеко не всегда бывает положительным.  Потому что городские проблемы очень сложно переплетены и взаимоувязаны. Подчас трудно понять, что является причиной, а что следствием.

- Что является приоритетным направлением?

- Да все важно! Транспорт, инженерные коммуникации, жилая и общественная застройка, рекреации, состояние экологической среды, движения состояния населения, промышленность, складские территории, внешний транспорт - все.  А самый главный индикатор городского развития – это динамика его населения. У нас численность жителей, к сожалению, продолжает сокращаться, что, в общем-то, присуще всем городам России, за исключением Москвы.

- План «красных линий» призван решить хотя бы некоторые городские проблемы?

- Как и любая градостроительная документация, он для этого и создается. Причем не на пустом месте, не сызнова, как кажется некоторым. В его основе лежит преемственность,  информация,  накопленная в комитете по архитектуре едва ли не с момента его создания – с начала пятидесятых годов прошлого века. И наш нынешний план – это не только новые принципы, но во многом систематизация решений, принятых и зафиксированных в генеральных планах 10, 20, 30, 50 лет назад.

- Например…

- Например, мы снова и снова закладываем в план «красных линий» пробивку ул.Большой Горной от ул.Вознесенской до ул.Веселой. Причем, не изобретая велосипеда. Конкретный пример - улица Большая Горная имеет перед площадью 8-го Марта, где Духосошественная церковь, крутой поворот, что заставляет водителей после разгона на подъеме тормозить, проходить поворот по 90 градусов с подъемом, затем опять тормозить, опять поворачивая под прямым углом. И это на магистрали общегородского, даже больше -  агломерационного значения – ралли какое-то.

Так вот, город десятилетиями пытается пробить магистраль – сделать эту дорогу прямой, с выходом на мост. Проблеме больше ста лет, и город не может ее решить – вот стоят там эти «красные линии» с шестидесятых годов и все. А снести-то надо всего несколько домов. Но люди, которые там живут, совершенно не  заинтересованы в сносе. Их мало интересуют  вековые проблемы города. У них там недвижимость, и если они ее продадут, так уж продадут!..

Или вторая проблема - Глебучев овраг. Тоже веками не решается загадка. Можно пойти в библиотеку, поднять решения городской думы за тысяча восемьсот какой-то год, и там будет написано «Проблемы Глебоврага: бандитизм, антисанитария, эпидемии». Никто не может победить Глебовраг – ни царь, ни Сталин, никто.

Поколения проектировщиков решали эту проблему на бумаге – чего только мы не проектировали! И детский парк, и общегородская скоростная магистраль, и стадион, гостиница, торговые центры. В 60-х годах его хотели замыть, засыпать песком. Не вышло, сил не хватило. Проложили коллектор дождевой канализации. Ему уже почти 50 лет. Его уж надо ремонтировать. И все эти сотни лет Глебовраг является общественной свалкой. Сколько там сотен тысяч кубов мусора, точно никто не знает. Геологическая проблема здесь до конца не изучена. Что это – разлом тектонических плит или просто складка, засыпанная обломочными породами? Необходимо бурение нескольких скважин до 200 метров, но все слишком дорого.
 
Но инвесторы продолжают изучать проблему – впереди новые решения, а насколько они будут жизненны – время покажет. Поэтому задача плана «красных линий» – законодательно фиксировать эти принципиальные  решения. Не дать бездумно, в угоду сиюминутной выгоде, растратить территориальный потенциал города.

- Что, к примеру, последний план застройки был призван изменить в городе?

- Комплексных проектов планировки городских территорий, кварталов, начиная от двухтысячного до двухсотого масштаба, более двухсот. Разработки эти начались с восьмидесятых годов, но они постоянно актуализируются. Есть территории, которые только на моем веку по три-четыре раза перерабатывались. Скажем, важная транспортная тема: улицы Большая Горная и Соколовая, в те времена еще Антонова Саратовского. До сих  пор мы называем эту территорию Проспектом Победы.

В свое время,  к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, было принято решение переименовать Б.Горную в Проспект Победы. Но чтоб переименовать, сначала надо провести реконструкцию – транспортную – в том числе и спрямление между Вознесенской и Веселой, снести ветхое жилье, построить новое. Частично что-то было выполнено. Но все равно, поскольку внутреннее городское развитие идет быстрее, чем реализация планов, то этот план каждые несколько лет  пересматривается. Тем не менее, реализация затягивается очень надолго. Но есть примеры и успешной реализации: улица Мичурина – на значительном отрезке снесен ветхий фонд, построены современные здания.

В транспортном отношении ситуация сложнее. Вот мост новый в Пристанном. Мы все были свидетелями его рождения. Идея вообще появилась в 39-ом году! В генплан попала – в 47-ом. Построили - вот недавно.

- В ближайшие пару лет в Саратове появятся новые микрорайоны, улицы?

- Насчет «пары лет» - не скажу, но развитие будет обязательно. Существующей схемой функционального зонирования генерального плана, концепцией реконструкции центральной части города предусматривается строительство и на периферийных территориях, и в центре города, особенно в его северо-восточной части. Это, прежде всего, проектирование и строительство жилого района «Солнечный-2», 1-го микрорайона Новосоколовогорского жилого района, Микрорайона К-16 в Кировском районе. Разработаны проекты планировки северо-восточной (опять корректировка Проспекта Победы – которая уж по счету) и южной частей центра.

Первый предусматривает развитие альтернативного ядра центра между магистралями Соколовой и Большой Горной с целью разгрузки существующего центра. Второй - развитие города вдоль берега Волгоградского водохранилища, обеспечение выхода городской застройки к реке, реконструкцию, а по сути, создания новых набережных. Реализуемый проект – реконструкция предмостовой площади, где уже сегодня идет строительство высотных зданий.
 
Однако темпы недостаточны. Характерный показатель – мы сегодня возводим жилья все еще меньше, чем в 80-е годы. И Солнечный-2 и 1-й микрорайон Новосоколовогорского жилого района были запроектированы впервые более 20 лет назад.

- В чем проблема? Неужели нет инвесторов, готовых застроить жилой район со своей инфраструктурой?

- Проблема и техническая, и финансовая, и моральная.  Проблем клубок. Решится ли проблема данной территории? Скорее всего, да. Потому что экономика страны начинает подходить к такому периоду, когда инвестиции в строительство становятся более свободными. Если раньше при инвестировании рентабельность необходимо было держать на уровне тридцати процентов, то сейчас уже можно снизиться до уровня двадцати.
 
А весь мир живет на уровне рентабельности 5-7 процентов. Здесь проблема всего – и долгосрочного кредитования, и постоянных скачков нормирования, и законодательства. Вот это все тормозит развитие.

Страна вообще за 15 лет прошла путь, не сравнимый ни с чем. В Америке  150  лет назад еще палили из кольтов в индейцев. А у нас в то время Чайковский писал «Лебединое озеро». Через полтора века все перевернулось. А город является лучшим отражением общества.

- Но если общество развивается, то…

- Да, город еще и невероятно стабилен. Очень сложно здесь запустить какой-то процесс. Потому что если он запустится, то изменить или остановить его еще сложнее.  Вернемся к транспорту.

Есть комплексная транспортная схема. Она работает с 1974-года. Актуализируем ее сегодня с самых реальных позиций. Не с позиций норм, а с позиций существующей ныне ситуации. Мы констатируем – транспортный поток растет. Изменить транспортную сеть Саратова крайне сложно, в центральной части – практически невозможно. Она исторически сложилась за нескольких сотен лет, закреплена огромным количеством опорных зданий, многие из которых являются памятниками истории. Нельзя же снести консерваторию и расширить улицу Радищева, не снесешь Крытый рынок, чтобы расширить улицу Чапаева и так далее. Надо работать с тем, что есть. Вследствие многих причин Саратов стал моноцентричным.

Центр крайне перегружен. Такое уплотнение центра, с одной стороны, говорит об эффективности использования территорий, с другой стороны, о проблеме транспортной обеспеченности. Существует проблема Соколовой и Б.Горной. Страшно сказать, за последние 30 лет в городе создано только одно серьезное транспортное сооружение - путепровод по улице Орджоникидзе.

- Ну, вот недавно же Писной сообщил, что на дороги города в следующем году выделят 500 миллионов…

- Многострадальная тема транспорта. В Саратове есть принцип, который вообще-то не озвучивается, но смысл в следующем: нужно начать решать нашу транспортную проблему с тех вопросов, которые не требуют крупнейших единовременных финансовых затрат. Нужно вычленить эти проблемы.

Первое: система-то в принципе у нас неплохая, но имеет ряд недостатков. Самое главное, что в работе транспорта не участвует большое количество улиц в силу их плохого технического состояния. Значит, нужен элементарный ремонт, что, собственно, сейчас в городе и происходит.

Прецедент! Колоссальное количество дорог заасфальтировано, потому что готовился потенциал для этого. Организационные моменты. По хорошим дорогам правильно распределить транспорт. Далее: дифференциация движения. Вот здесь тема выноса трамвая. Это очень специфический вид транспорта, который своим ритмом движения «Поехал-встал» задает ритм всему транспортному потоку. Необходим вынос трамвая из центра, с улиц Большой Горной, Кутякова, Радищева, Горького. Вынесли же трамвай с Чапаева, и никто уже и не помнит, что он там был. Сделать трамвай подвозящим транспортом из периферии, пустив его по возможности по обособленному полотну, так, как ходит у нас «тройка».

Кроме того, решение задач должно быть комплексным. Нельзя распылить средства. Невозможно сразу решить все проблемы.

В Саратове сейчас два основных направления территориального развития: Новосоколовогорское, которое имеет колоссальный потенциал, связанный с берегом Волги и с формированием систем внешнего транспорта, и Северное направление – Солнечный. У нас также есть инвестиционная компания, которая готова вести в этих районах большое системное строительство. Мы готовим к этой стройке инженерную инфраструктуру – достройка 8-ой тепломагистрали, строительство газотурбинной ТЭЦ в Кировском районе (на пересечении этих направлений) и строительство газотурбинной ТЭЦ в Новосоколовогорском жилом районе. Это современнейшие устройства, быстро возводимые и очень эффективные.

Поэтому нам нужно создать транспортные связи именно в направлении – север и северо-восток. Это улица Плодородная, это развязка Первой Дачной, это Курдюмское направление, развязка в районе аэропорта, потому что вынос аэропорта  отошел на такую долгосрочную перспективу, что я уж точно не доживу до этого,  и строительство плоскостных транспортных сооружений по 6-му Соколовогорскому проезду, по улице, которая идет по бровке Соколовой горы, потому что она связывает два этих направления. И далее, проект хордовой магистрали, которая по периферии свяжет Гусельский мост и улицу академика Антонова в Солнечном и пройдет по полям НИИ Юго-Востока. Это будет единая система, и мы добьемся эффекта.

На периферии нужно тоже срочно что-то решать: достройка развязки путепровода по ул. Орджоникидзе, с выходом на 1-й Жилучасток, с выходом на Юриш, с разборкой старого путепровода 28-го года постройки; неизвестно, как он до сих пор простоял. И, конечно же, Первая Дачная. Но там проблема у нас осложняется наличием заправки «Лукойл», против которой мы много лет боролись. Пока этот камень преткновения обойти нельзя – суды проиграны.. Но, по крайней мере, мы должны поставить вопрос о расширении проспекта 50 лет Октября на отрезке от Тракторной до Алексеевской, до въезда в Ленинский район – до Технической. Расширение частично за счет зеленой зоны, а также включить в транспортную работу параллельные местные проезды, куда перенести общественный транспорт.

По сути дела, в Саратове только одна нормативная трасса. Это проспект Строителей, начиная от круговой развязки на Шехурдина. Но  этого не достаточно.

В курдюмском направлении в плане также строительство путепровода через Алексеевский овраг с подходами. Строительство развязки вокруг объезда взлетно-посадочной полосы. И далее – строительство второй очереди Курдюмской трассы с  местными  проездами. Далее, нужны  саморегулирующиеся развязки по 6-му Соколовогорскому проезду.

Такие  скромные, на первый взгляд, планы реальны, потому что все эти проекты обеспечены проектно-сметной документацией. Хоть завтра строй. Поступили бы деньги – сразу начали бы!

- Владимир Григорьевич, вопрос из другой оперы: ходит слух, что в Саратове куча подземных бункеров, старых подвалов. Самая дерзкая, на мой взгляд, информация, это будто под театральной площадью много подземных подвалов, которые были задуманы как отходные пути из здания правительства, и что якобы теперь стоят без дела затопленными. Что самое интересное – есть некий бизнесмен, готовый выкупить эти подземелья, отреставрировать и открыть там ресторан. Подтвердите или опровергните.

- Насколько мне известно, каких-либо бункеров под Театральной площадью не существует. Ничего там нет. И в помине не было. Да, в городе остались где-то старые подвалы. К примеру, под площадью Столыпина или рядом с фонтаном на проспекте Кирова.

Комментарии
Ваше имя:
Введите код:
Morgan, 26 сентября 2014, 23:01
Well I guess I don't have to spend the weekend fiurging this one out!
Sharon, 28 сентября 2014, 15:20
Too many cotpilmenms too little space, thanks!
Frankx, 3 ноября 2017, 19:12
http://bit.ly/2doNLIP - компания оптимизации продвижения сайтов с помощью агрегатора сайтов http://site-agregator.ru - http://s45.radikal.ru/i110/1702/c6/e28611ea9003.gif продвижение сайтов уфа $$+$$*
Georgemutle, 12 ноября 2017, 15:51
прогон сайта
Traceeq, 17 ноября 2017, 02:17
ПРОДВИЖЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ И ДРУГИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БИЗНЕСА. Универсальный сервис для комплексного интернет-продвижения и поисковой оптимизации сайтов без посредников и переплат в одном месте! ICQ 656310373
Frankw, 22 ноября 2017, 00:51
продвижение сайта раскрутка оптимизация с помощью агрегатора сайтов http://site-agregator.ru - http://s45.radikal.ru/i110/1702/c6/e28611ea9003.gif http://bit.ly/2doNLIP - пошаговое продвижение сайта
Franks, 27 ноября 2017, 21:21
http://bit.ly/2doNLIP - сервис продвижения сайта с помощью агрегатора сайтов http://site-agregator.ru - http://s45.radikal.ru/i110/1702/c6/e28611ea9003.gif нужно продвижение сайта
Traceev, 16 декабря 2017, 01:51
http://bit.ly/2gQNdP3 - коврик круглый заказать! Наши товары: одежда, футболки, майки, толстовки, свитшоты, верхняя одежда, шорты, спортивные брюки, одежда для беременных,спортивный одежда и многое другое!
Traceeq, 22 декабря 2017, 22:50
http://bit.ly/2gQNdP3 - для беременных заказать! Наши товары: одежда, футболки, майки, толстовки, свитшоты, верхняя одежда, шорты, спортивные брюки, одежда для беременных,для беременных и многое другое! *&$*
Jerrypsype, 23 декабря 2017, 22:37
Продам базы сайтов, форумов, блогов с ТИЦ от 10 для продвижения в интернете. Тематика: Кредиты, деньги в долг - 11000942 сайтов. Тематика: интернет магазины, шоппинг - 5217310 сайтов. Сбор баз для продвижения на заказ Skype: Seo promotion =$=