«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Производителям мебели мешают «нелегалы» и китайские захватчики

Всем выйти из сумрака 

Сегодня, по экспертным оценкам, российская мебель ни в чем не уступает импортной. Те времена, когда при производстве, например, мягкой мебели копировался итальянский или немецкий дизайн, уже прошли. Нет и ажиотажа, наблюдавшегося в 90-х и в начале нового века, когда дефицит в основных сегментах мебели - офисной и для дома - стимулировал предложение, шло быстрое развитие отечественного производства и активный приход на рынок новых игроков, в том числе зарубежных. Тем не менее, ежегодно в последнее время рынок растет на 15-20%, хотя прогнозируется и снижение темпов роста до 7-8% в ближней перспективе, сообщают РБК и Retailer.ru.

В 2005 году емкость российского мебельного рынка, по официальным данным, составила около $3,5 млрд., хотя с учетом доли нелегальных продаж независимые эксперты увеличивают эту цифру до $4,3 млрд. Сегодня развитию рынка грозит не импортная экспансия, а недобросовестная конкуренция со стороны "серых" производителей, которых пока много, а объемы продаж и производства многих из них сопоставимы с ведущими мебельными компаниями.

«Серым» выгодно держаться в «тени» за счет ухода от налогов, заимствования удачных конструкторских разработок и дизайна у легальных производителей, а также за счет демпингования рыночных цен. При этом контрафактная мебель ниже по стоимости, но зато она небезопасна для здоровья из-за сомнительного качества используемых материалов.

Сейчас мебельная промышленность старается консолидироваться, 70% производителей мебели объединены в Ассоциацию мебельной и деревообрабатывающей промышленности, и участники рынка неоднократно ставили перед различными органами власти вопрос о неучтенном производстве мебели. Но ситуация к лучшему пока не меняется.

Будущий потенциал

Несмотря на значительные проблемы с контрафактом, некоторое замедление темпов развития, связанное с насыщением рынка и приходом новым игроков, в сегменте мебели для дома эксперты все же видят большой потенциал для развития. 

«Общее повышение жизни населения, связанное с успехами макроэкономики, достаточно жестко прослеживается и в спросе на мягкую мебель, - говорит главный конструктор мебельной фабрики «8 Марта» Андрей Зазулин. - У целого ряда российских компаний, производящих мягкую мебель, наметился устойчивый надежный рост».

По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, наибольшую долю в общем объеме продаж мебели для дома занимает корпусная мебель для комнат и прихожих (32%), наименьшую - для ванных комнат (1,8%). 23% от общего объема продаж приходится на долю мягкой мебели.

Основными сегментами рынка мебели для дома считаются корпусная мебель для комнат и прихожих, мягкая, детская и кухонная мебель, мебель для спальни и ванных комнат, а также встроенная мебель.  Положительная динамика отмечается и в сегменте офисной мебели, емкость рынка которой, по оценкам экспертов, в 2005 году увеличилась в среднем по стране на 5-10%. При этом офисная составляющая занимает незначительную долю всего мебельного рынка – примерно 15-20%. В денежном выражении в 2005 году на нее пришлось около $650-850 млн. с учетом «теневого» сектора. 

В целом, объем потребления разных видов мебели в России составляет 12 евро на одного человека, по данным Минпромэнерго РФ. Это, в принципе, неплохой результат, учитывая, что к настоящему времени Россия вышла на 22-ое место среди 50 наиболее развитых стран мира по показателю мебельного потребления на одну душу населения. Прогнозируемое снижение темпов роста рынка до 7-8% в определенной степени связывают с отложенным спросом населения на мебель, но с учетом роста экономики и повышения благосостояния покупателей этого может и не произойти.

Чужеземная угроза

Пока российские производители не могут составить серьезной конкуренции иностранцам в нише дорогой мебели, но в недорогом сегменте западных производителей они потеснили. Так, соотношение импорта к изделиям отечественной промышленности в среднем сейчас составляет 40% к 60%, тогда как несколько лет назад он занимал больше половины российского мебельного рынка.

Среди ведущих российских игроков эксперты выделяют такие компании, как «Шатура», «Миассмебель», «8 Марта», «Арт-мебель», «Сходня-мебель», «Мебель Черноземья»,  и другие.

За последние несколько лет отмечаются колебания доли импорта из европейских стран - Германии, Италии, Австрии, Финляндии, Польши, Литвы и некоторых других - в пределах 40-45%. Но возможно и повышение импорта – в том числе, за счет роста поставок из стран СНГ (в основном Украины и Белоруссии) и Юго-Восточной Азии.

Помимо «мебельных нелегалов», озабоченность у российских производителей вызывает и активность китайских производителей, хотя напряжение от китайского «вторжения» испытывают практически все отрасли российской экономики. Эксперты не исключают, что, почувствовав благоприятную конъюнктуру рынка, иностранные мебельщики массово ринутся на рынок России. Однако, «самое страшное, что может произойти с массовым приходам иностранных игроков, так это то, что они принесут с собой технологию продаж, как, например, принесла IKEA, говорит главный редактор журнала «Мебель от производителя» Александр Царев.  

Комментарии
Ваше имя:
Введите код:
Гость_Ксюша, 16 декабря 2008, 16:03
:shock: