«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Аптечный синдром: динамичные сети

Среди активно развивающегося российского ритейла особенно выделяется один сегмент. Это аптеки. Не проходит недели без того, чтобы какая-либо аптечная сеть не объявила приобретении более мелкой сети или об открытии новых торговых точек, пишет Guide to Property.

Коммерческие сети, без сомнения, стоит признать движущей силой аптечного ритейла. С момента возникновения первых коммерческих аптек прошло более десяти лет. К настоящему времени наиболее конкурентоспособные из них разрослись до брендированных сетей и завоевали доверие потребителей. Каждая сеть заботится о развитии собственного бренда, предусматривающего единый стандарт как в оформлении аптек, так и в обслуживании покупателей.

«В течение 2005-2006 гг. мы видим очень бурный рост аптечного сегмента фармацевтического рынка. Основными направлениями роста являются укрупнение сетевых аптечных организаций, как частных, так и государственных или муниципальных. Этот рост вызван прежде всего консолидацией рынка крупными игроками и общим ростом покупательской способности населения», - говорит Андрей Сливченко, директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами аптечной сети "36,6".

По словам заместителя генерального директора компании «Фармакор» Дениса Потираловского, за этот период рост аптечного сегмента фармацевтического рынка, без учета льготного обеспечения, составил порядка 20%. По мнению руководителя агентства в составе компании «Магазин магазинов», интенсивное расширение многих аптечных сетей в последнее время вызвано тем, что компании готовятся к IPO.

Аптеки множатся в числе как в обеих столицах, так и в регионах. По мнению Эльзы Розенталь, развитие аптечного рынка сегодня во многом определяет экспансия федеральных сетей путем поглощения региональных операторов. Например, за прошлый год «36,6» в приобрела 8 региональных сетей в городах России, а за третий квартал 2006 года – четыре сети (в Москве и Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Оренбургской области и Новосибирске).

Как и для любого ритейлера, основной залог успеха новой аптеки – удачно выбранное помещение. «Преимущественный вариант для развития аптечной сети – это покупка недвижимости формата «стрит-ритейл» с отдельным входом, - говорит коммерческий директор управляющей компании «Торговый Квартал» Эльза Розенталь. - Однако успешной аптека будет и в составе торгового центра. Здесь она играет роль оператора сопутствующих товаров повышенного спроса и является важной составляющей удачного пула». 

Располагается аптека, как правило, в прикассовых зонах гипермаркета либо отдельным сектором в торговой галерее. В зависимости от размещения площадь может варьироваться от 5 до 200-300 кв. м. «Аптека нужна торговому центру, - продолжает Эльза Розенталь, - и вместе с тем, доходность ее ниже, чем доходность операторов одежды и обуви. Именно поэтому в торговом центре ставки аренды для аптеки в среднем на 30-50% ниже, чем ставки торговой галереи. Однако, если аптека очень заинтересована в помещении конкретного центра, ставки аренды могут остаться на том же уровне». Ключевым показателем при выборе помещений в любом случае является гарантированный покупательский поток.

Андрей Сливченко полагает, что аптечный рынок еще далек от насыщения и мы будем наблюдать его активный рост ближайшие 3-5 лет. Как минимум, еще 20% роста в следующем году прогнозирует Денис Потираловский. В компании «Торговый квартал» считают, что будет сохраняться тенденция агрессивной экспансии федеральных сетей путем поглощения региональных игроков.

У основных игроков аптечного рынка – большие планы. «Аптечная сеть «36,6» развивается по всей стране - как через приобретения так и органически, - говорит Андрей Сливченко. - Мы уже работаем в 12 из 13 городов-миллионников. Общее количество аптек сети к концу 2006 года может достигнуть 900, а к 2009 году мы планируем выйти на объем продаж на уровне $1 млрд. в год».

В течение ближайших двух лет компания «Фармакор» в рамках своей региональной экспансии планирует открыть не менее 100 аптек в крупных российских городах. «Для продвижения в регионы аналитический отдел компании разработал оригинальную логистическую схему, для создания которой использовался опыт лучших мировых розничных сетей, - рассказывает Денис Потираловский. - Цепочка организована таким образом, что позволяет последовательно вводить в нее город за городом по заранее простроенному алгоритму. Для реализации этой схемы «Фармакор» вложил $5 млн. в приобретение нового производственно-складского комплекса в Санкт-Петербурге площадью более 7000 кв. м».

Укрупнение сетевых компаний, рост площадей помещений аптечных супермаркетов — закономерный процесс развития розничного фармрынка. Как справедливо отмечают эксперты, в чем-то аптеки схожи с предприятиями общественного питания: люди всегда ели и будут есть, несмотря на кризисы и все макро- и микроэкономические режимы, точно так же люди продолжают болеть. А аптеки – продолжают оставаться востребованными.


 

Комментарии
Ваше имя:
Введите код: