«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Управляющий ОАО «Самараэнерго» Максим Сойфер: Тарифы для населения будут регулироваться государством

1 сентября вступили в силу новые правила оптового рынка и новые правила розничного рынка электрической энергии. Они кардинально поменяли ситуацию, как на оптовом, так и на розничном рынках, создав принципиально новую модель торговли электроэнергией.
О том, чем это может обернуться для потребителей, корреспонедент United Volga беседует с управляющим ОАО «Самараэнерго» Максимом Сойфером.

- Все изменения не касаются населения. Люди, как и раньше, будет покупать электроэнергию по тарифу, установленному государством, - уверяет Максим Сойфер. - Новые правила ценообразования, как на оптовом рынке, так и на розничном рынке, абсолютно не затронут тарифы для населения. Еще раз повторю - население останется единственной категорией потребителей, которая будет покупать всю потребленную ими электроэнергию по регулируемым ценам-тарифам.

- Для чего введен институт гарантирующего поставщика?

- Для того, чтобы ни один потребитель электроэнергии без нее не остался. Этот институт не даст потребителю остаться без договора из-за той сбытовой компании, которая разорилась или с ней что-то произошло.

Риски потребителя, связанные с недобросовестным поведением энергосбытовых организаций, навязыванием потребителю неприемлемых условий договора, снижаются благодаря деятельности гарантирующего поставщика.

- Какова цена электроэнергии, которая продается по нерегулируемой цене?

- Механизм ценообразования такой. Существует энергетический баланс региона, в соответствии с которым мы на каждый день имеем плановый объем заявки на поставку электроэнергии. Естественно, фактически, предприятия, могут не работать в какое-то время или, напротив, работать сверхурочно. Соответственно, электропотребление у них может в какой-то момент либо увеличиваться, либо снижаться.

У нас пока получается так, что потребляемая электроэнергия с рынка выше, чем мы заявили в начале года. То есть то, что заявлено, мы оплачиваем по регулируемой цене. Все, что свыше, мы распыляем на всех потребителей области, за исключением физических лиц, то есть граждан. Я думаю, что в ближайшем будущем регулируемый тариф для граждан сохранится.

- Как этот механизм регулирования выглядит на практике?

- Все предприятия несут на себе некую нагрузку по покупке дополнительной электроэнергии с рынка. Но вот, если взять сентябрь, то разница между регулируемой и нерегулируемой ценой составила 3,5 копейки за киловатт/час.

95% было отпущено по регулируемой цене, а 5% по нерегулируемой цене. А в октябре, уже 99,6% было отпущено по регулируемой цене и всего лишь 0,3% по нерегулируемой цене. И вообще, нерегулируемая цена в октябре была ниже, чем регулируемая. Наши потребители должны получить компенсацию. Это будет каждый месяц меняться. Все зависит от рынка и предсказать это очень сложно, потому что пока еще нет статистики за прошлый год.

- В каких случаях положены компенсации предприятиям?

- Если потребление меньше заявленного. Или нерегулируемая цена - ниже регулируемой, то в этом случае происходит компенсация. Но этого еще ни разу не делали. Как только фактические данные, а не оперативные, будут за октябрь, тогда мы выставим первый счет для компенсации.

- Какие счета получают предприятия за потребленную электроэнергию?

- Предприятие получает один счет, который разбит. Там отдельно стоит нерегулируемый тариф и цена регулируемая. Многие предприятия, как я отметил, платят нам только деньги за электроэнергию, поставленную им по регулируемой цене.

- Статус гарантирующего поставщика - это привилегированное положение для вас?

- С одной стороны, это конечно хорошо. Потому что это, действительно, - особый статус. В регионе на сегодняшний день основной гарантирующий поставщик - это ОАО «Самараэнерго».

С другой стороны, это накладывает и определенные обязанности. Например, сельское население, сельские ЖКХ, которые не могу сказать, что они - не платежеспособные, но они - недисциплинированные в своих платежах. Естественно, что чисто коммерческая организация отказалась бы от таких потребителей. Ну кому нужны ЖКХ, которые весь год копят долги, а потом в конце года их отдают?
Но эти обязанности - очень серьезные. И мы уже сейчас их несем, поэтому жаловаться не на что.

- Вашей организации станет легче, когда появятся другие гарантирующие поставщики?

- Все зафиксировано и, на самом деле, очень просто. Наш статус констатирует уже сложившуюся ситуацию. Если на сегодняшний день ОАО «Самараэнерго» должно обслуживать сельские районы, оно и будет их обслуживать. Поэтому, когда появятся другие гарантирующие поставщики, наверное, все-таки, нам тяжелее будет.

- Где вы покупаете электроэнергию?

- ОАО «Самараэнерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии. Более того, мы были его основателем. Я бы даже сказал, что мы - «сердце рынка».

- Разница в цене существует? Она распределяется на всех?

- Абсолютно на всех. И на бюджетников тоже. Превышение нормы, это - как бы договорная часть работы. В договоре предусмотрено энергоснабжение, предусмотрена санкция за превышение нормы потребления, а это - немного другое. Мы же регулируемся, нам взять этих денег неоткуда, поскольку у нас очень жесткие рамки. Мы - транзитная, скажем так, организация. Мы купили энергию, передали ее по сетям и отдали в сеть. У нас ничего не осталось. Поэтомувполне закономерно, что нам это нужно компенсировать.

- А увеличение разницы когда планируется?

- На всероссийском совещании Анатолий Чубайс вообще высказал радикальные вещи. Увеличить долю нерегулируемой цены необходимо до 30%. Это - настоящая либерализация. Отпускается рынок электроэнергии. Если это случится, то на рынке выживут только те энергосбытовые организации, которые сумеют успешно действовать и снижать дополнительные издержки для потребителей.

На следующий год запланировано увеличение на 5%, как и сейчас. Сколько будет дальше, неизвестно. Это будет решать Правительство РФ. Но я думаю, что 5% так и останется.

- Как вы думаете, когда станут возможны поставки электроэнергии исключительно по свободным ценам?

- Я могу высказать только свое субъективное мнение. Раньше выборов Президента, этого точно не произойдет. Потому что, это - серьезное политическое решение. Я почти уверен, что лет через 10-15.

- Как формируется нерегулируемая цена?

- Существует баланс региона. На каждые сутки мы можем сказать: сколько мы планируем использовать электроэнергии. Наш коммерческий центр на сутки вперед составляет торговый график. И если мы в течении суток видим, что в определенные часы мы в этот график не попадаем, то недостающий объем мы приобретаем на бирже. Если же, у нас объем выше, чем заявлено, то мы эту энергию продаем. Вот из этого всего и создается нерегулируемая часть.

- Вы заявляете, что прогнозируете потребление на сутки вперед. Но ведь не все предприятия-потребители могут поступать также?

- Могут. У многих крупных потребителей есть автоматизированная система коммерческого учета. И они могут статистически смотреть свое  примерное почасовое потребление. Так поступают ряд крупных предприятий в Тольятти. Да и в Самаре тоже. А остальные просто прикидывают за счет статистики предыдущих лет.

- Основная задача новых правил - повышение конкурентности на рынке электроэнергии. Вы уже столкнулись с серьезной конкуренцией? 

- На сегодняшний день мы попали в достаточно острую ситуацию в части конкуренции. Но не беда, если это касается внутриобластной конкуренции. Будет проблема, если московские организации, попытаются работать с крупными абонентами ОАО «Самараэнерго». Я не буду называть эти предприятия, потому что нам удалось «отбиться» по ряду абонентов. Но процесс продолжается.

- То есть в субсидировании населения таится определенная опасность?

- «Автоваз», «Тольяттикаучук», «Тольяттиазот», металлургический завод несут на себе определенный объем перекрестного субсидирования. Малый рост тарифа для граждан покрывается завышенными тарифами по этим категориям потребителей. Но это понятие в нашей стране неузаконено. Об этом пишут, об этом говорят, но нигде не написано, что это такое.

Поэтому, если например, одно из этих предприятий уходит на обслуживание в московскую или другую региональную организацию, то теряется объем и происходит то, что теоретически не может произойти: тариф для населения на эту выпадающую часть немедленно должен быть увеличен. Потому что у ОАО «Самараэнерго» не заложено, что мы можем нести всю эту нагрузку. А нагрузка, по разным оценкам, составлят 2-3 млрд. рублей в год.

Достаточно большая организация может нанести смертельный удар. Ведь мы обслуживаем и население, и абонентов. То есть, мы даем маленький тариф населению и завышенный абоненту. Абонент у нас исчез, мы продолжаем давать маленький тариф населению, а возмещать нам этого уже негде.

Поэтому мы вынуждены будем обратиться к властям, чтобы тариф населению повысили резко. А вот этого-то как раз, допускать нельзя. Ситуация может быть весьма неадекватной. Поэтому я обращался в Правительство Самарской области, все показывал министрам и разъяснял. Вроде как, взаимопонимание достигнуто.

- Но ведь потребителя за руку не удержишь, если он захочет уйти к другому поставщику? Будете взывать к чувству гражданской ответственности?

- Я рассчитываю на Правительство области, на его здравый смысл, коим оно не обделено. Я думаю, что люди, там работающие, все хорошо понимают. Проблема ведь серьезная на самом деле может возникнуть. Конечно, запретить потребителю уходить от нас никто не может. Но закон предусматривает возмещение потребителям подобных издержек в период регулирования рынка. И если это происходит в середине года, если взбрело кому-нибудь в голову уйти, то будь добр, вот эту часть возьми и компенсируй, чтобы мы могли защитить население от роста тарифов.

Комментарии
Ваше имя:
Введите код: