«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Владимир Яркин: Кредит доверия к новому руководству АВТОВАЗа исчерпан

О перспективах развития ОАО  "АВТОВАЗ" главный редактор газеты "Тольяттинское Обозрение" побеседовал с президентом холдинга "АвтоТрейд" Владимиром Яркиным.

- Владимир Валерьевич, на протяжении последнего времени идет поиск человека, который бы возглавил АВТОВАЗ. Результата пока нет. Как вы думаете, в чем причина?

- Действительно, у Рособоронэкспорта наблюдается недостаток менеджерского ресурса. Вроде бы и цели правильные были поставлены, и финансовые ресурсы есть. Но реализовывать цели некому. По сути, к руководству заводом приступила команда, состоящая из менеджеров среднего звена. У многих из которых опыта работы в крупном промышленном бизнесе нет.

- Зато эти менеджеры довольно пафосно входили на завод. Это касается не только оптимистичных заявлений, которые оказались не реализованными. Это касается появления на улицах джипов с мигалками...

- Здесь надо понимать следующее: пришедшие сюда менеджеры в Москве являлись рядовыми чиновниками. В их среде машина со спецсигналами и спецномерами - это чуть ли не верх карьеры. И когда такой чиновник начинает понимать, что стал хозяином жизни в отдельно взятом городе, это развращает. Становятся доступными чартерные рейсы, ГАИ в сопровождение, блокировка движения на улицах. Чувство хозяина - это, может быть, не плохо. Но при этом надо что-то делать для города, для его жителей. А этого как раз и не наблюдается. Характерный пример - празднование 40-летия АВТОВАЗа.

- Так празднования как такового не было...

- Не было в Тольятти. Хотя велась работа по организации празднования. Но ее постоянно перекладывали то на одних, то на других. Учитывая то, что ВАЗа был создан в сотрудничестве с концерном "Фиат", я предлагал устроить за собственные средства концерт с приглашением звезд итальянской и российской эстрады. Посредством музыки проследить историю автогиганта, которую прошли четыре поколения. И получил даже принципиальное согласие со стороны управделами Олега Баранника, но дальше разговоров с его стороны дело не пошло. Была масса других предложений.

Но на АВТОВАЗе даже не смогли определить ответственного за празднование 40-летия. В итоге праздника в Тольятти не было вовсе, и это было больно наблюдать. Зато в Москве состоялся торжественный прием, на котором присутствовали лишь руководители. А ведь это дань уважения к коллективу. История с 40-летием - показатель того, как новые руководители не вписались в него, не поняли ментальность людей.

Если помните, коллективу с подачи Евгения Юрьева пообещали совместить праздник с Днем машиностроителя. Обещание осталось пустым звуком. И так во всем. Более того, новая команда отдалились от коллектива. Смотрите, все последние советы директоров проводятся в Москве. Руководители не бывают на производствах. Не видят людей, не знают, чем они живут. Как можно говорить об эффективности управления? Когда исполняющий обязанности генерального директора Максим Нагайцев в последнее время появляется на предприятии только для того, чтобы написать заявление на продление отпуска. Дело дошло до того, что ввели новый термин: "исполняющий обязанности исполняющего обязанности".

- Тем не менее, эффективность можно мерить финансовыми показателями. А по отчету за 9 месяцев у завода растут рентабельность и прибыль...

- Дело в том, что прибыль получается из разности доходов и расходов. Можно повышать прибыль, повышая доходность бизнеса, а можно, сокращая, иногда не совсем адекватно, расходы. На мой взгляд, прибыль образовалось за счет гиперспроса на автомобили, вследствие бурного роста авторынка весной-летом и того, что были урезаны расходы на капитальное строительство, на капитальный ремонт помещений и оборудования. Это тоже повышает рентабельность бизнеса. Поэтому на цифрах все может выглядеть оптимистично.

Надо понимать, что это лишь подтверждает чиновничий подход, где главная цель - правильно отчитаться. Вместо того, чтобы смотреть на перспективы. А они таковы, что завод стагнирует. Новая команда не обратила должного внимания на производство. Отчасти это, может быть, и хорошо - дров не наломали. До последнего времени ключевые должности в производстве занимали прежние руководители. Не было ротации кадров, поэтому завод продолжает работать. И я думаю, может проработать еще лет пять, если ему не мешать.

Хотя первые попытки уже начались - это создание торгового дома. Что опосредованно влияет на производство через поставки комплектующих. На мой взгляд, руководству АВТОВАЗа придется отложить внедрение этой идеи. Вряд ли большинство поставщиков согласятся перезаключить договора на условиях отсрочки платежа с компанией, активами которой являются офис и оргтехника. И все это в условиях кризиса продаж и усиления конкуренции на автомобильном рынке.

- Какие-то шаги для преодоления этого кризиса предпринимаются?

- В течение последнего года наиболее остро признаки безвластия на ВАЗе проявились как раз в области маркетинга и сбыта автомобилей. На сегодняшний день продолжает работать система, выстроенная еще Амелиным. Единственный положительный момент, который я могу вспомнить, - это появление "Кубка Калины".

Как и все начинания новых менеджеров, проект сопровождался громкими заявлениями и последующим полнейшим безразличием со стороны руководства к проведению мероприятия и его освещению в СМИ. Я наблюдал это все воочию, потому что в "Кубке Калины" участвовала команда "АвтоТрейд Мотор Спорт". И кстати, победила во всех пяти этапах.

- Зато новые менеджеры активно занимаются перестройкой системы управления.

- Все перестройки касаются финансовых и социальных дирекций. Новые менеджеры активно вникают в спорт, заводской соцкультбыт, в КОП, в медицину. Они занимаются более простыми с точки зрения управления процессами.

- Владимир Валерьевич, вот вы говорите, что новая команда влезла в спорт. А что изменилось в этом направлении?

- Изначально вазовский спорт держался на личностях. Топ-менеджеры курировали тот или иной вид: Сахаров - хоккей, Степанов - гандбол, Лях - футбол. Не знаю, насколько это было эффективно для АВТОВАЗа, но спорт от этого точно выигрывал. Так получилось, что за прошедший год свои позиции на ВАЗе сохранил только Юрий Борисович Степанов. Поэтому и гандбольный клуб сохранил позиции на гандбольном Олимпе, став пятый раз подряд чемпионом страны и обладателем Кубка России. Другим видам спорта повезло меньше.

Мне как человеку, играющему в хоккей, наиболее обидно за спорт номер один в Тольятти. Начиналось все красиво, с заявлений о том, что бюджет хоккейного клуба не только сохранят, но и увеличат. Что начнется строительство Ледового дворца. Но к строительству так и не приступили. И поскольку год назад хоккейная "Лада" была признанным лидером (три раза подряд становилась призером чемпионата России), болельщики тешили себя надеждой, что из-за отсутствия достаточного количества мест во Дворце спорта спортивные функционеры не осмелятся вывести клуб из премьер-лиги. Сейчас эти надежды тают на глазах.

Оптимизм внушали и разговоры об основании европейской лиги, где пока нет жесткого требования к ледовым аренам. Но и тут надежды рухнули. Прошел год, и "Лада", по версии газеты "Спорт-Экспресс", уже не попадает в число сорока лучших команд Европы. То есть хоккейной команде не светит евролига и грозит вылет из премьер-лиги.

- Но ведь вопрос строительства Ледового дворца как-то движется?

- Анализируя публикации насчет строительства дворца, я удивляюсь тому, что многие не понимают, о чем идет речь. Вот говорят, что прошел какой-то конкурс на строительство. На самом деле на тендере определялась организация, которая займется проектированием. До строительства дело дойдет еще не скоро. Да, есть подрядная организация по проектированию, есть финансирование этих работ из области. Но не более того.

Финансирование строительства не заложено ни в бюджете области, ни в бюджете АВТОВАЗа. Спасти положение могут только решительные действия. Я предлагал свой вариант решения проблемы и Уткину и Юрьеву.

- Ситуация замерла так же, как и история со строительством картодромов? Вы собирались участвовать в этом проекте?

- Да, меня попросили помочь. И я включился в эту работу, но дело дошло до смешного. В двух словах, основная проблема, из-за которой строительство картодромов так и осталось пустым заявлением, кроется в том, что к организации строительства привлекли некомпетентного «столичного специалиста». В результате 60 миллионов рублей, выделенных из области, остались невостребованными.

- Так почему новой команде не удалось реализовать стратегическую программу, одной из главных пунктов которой было строительство нового завода?

- У топ-менеджеров Рособоронэкспорта на лоббирование проектов не хватает времени. Перед ними стоят и более важные задачи. Когда государство забирало управление заводом в свои руки, была обозначена принципиально верная стратегия. Но ее реализацией никто не занимался на практике.

Владимир Артяков, возможно, хороший менеджер. И после его назначения генеральным директором управляющей компании появилась надежда на перемены. Но вся проблема в том, что, находясь на двух постах, он не сможет уделять должного внимания процессам, происходящими на АВТОВАЗе. А на предприятии, как я уже говорил, осели, по сути, чиновники.

Все это и привело к тому, что нынешняя команда менеджеров свой лимит доверия исчерпала. Всегда дается какое-то время на становление. В любом случае первые три месяца - это ознакомление с сутью, со структурами, с целями и задачами. Следующие три месяца идет выработка стратегии и написание программ по ее воплощению. А затем реализация. Мы видели все, кроме последнего. Поэтому и пришлось менять стратегию. Отсюда и заявления о сборке на АВТОВАЗе иномарок, например автомобиля "Рено-Логан".

- А насколько серьезные эти заявления?

- Хотелось бы, чтобы эти заявления также осталось программными, а не внедренными на практике. Потому что сборка иномарок планируется на площадях "Лада-Калины". Я не думаю, что это как-то сильно повлияет на рентабельность АВТОВАЗа. Зато это очень сильно может повлиять на число рабочих мест. Локализация "Калины" довольно высокая. А сборка "Логана", особенно на первом этапе, будет носить отверточный характер. Для отверточной сборки та технология, которая существует на АВТОВАЗе, абсолютно не нужна. Как и не нужны отдельные поставщики комплектующих, производства которых расположены в Тольятти.

Причем надо учитывать, что продавать автомобили "Рено" будут через свою дилерскую сеть. Это абсолютно точно. Даже у СП "ДжиЭм - АВТОВАЗ" своя дилерская сеть. Ни один производитель не будет ставить автомобиль своего бренда в салон с другими автомобилями. Поставив на производство автомобиль "Рено-Логан" за счет "Калины", возможно, будет произведено резкое сокращение рабочих мест. Вдобавок "Калина" и "Логан" - это прямые конкуренты, и увеличение производства последнего неизбежно подорвет и без того невысокий спрос на "Лады". Поэтому остается надеяться, что этот проект останется на словах.

Хотя отчасти хорошо, что АВТОВАЗ столкнулся с кризисом продаж. Из собственного опыта могу сказать, что компания АвтоТрейд росла только в условиях кризиса. В это время проверяются на прочность управленческие способности топ-менеджеров. Ситуация на ВАЗе действительно критическая, но не безнадежная. Надеюсь, Рособоронэкспорт более тщательно подойдет к вопросу подбора команды менеджеров. Уверен, кадровый потенциал есть и на самом АВТОВАЗе. Это иллюзия, что придет какая-то новая команда и в одночасье все поменяет.

Алексей Миронов, "Тольяттинское обозрение"

Комментарии
Ваше имя:
Введите код:
Greyktm, 19 декабря 2017, 02:10
Срочно нужны деньги? - займ денег Выдача кредита онлайн на карту через 20 минут. Перейти здесь: http://bit.ly/2AdmeW8
Greyclm, 11 января 2018, 09:45
Проблемы на финансовом рынке? - срочный займ Выдача займа онлайн на карту за 15 мин. Заказать здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 Сравнение предложений кредит кабинет *money**
Greysnj, 21 января 2018, 03:49
Возникли финансовые трудности? - деньги в долг под Выдача кредита онлайн на карту за 15 мин. Заказать кредит здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 Список избранного http://bit.ly/2BlHqe1 - расписка деньги в долг *money**
Greyohk, 21 января 2018, 04:26
У Вас финансовые проблемы? - взять деньги в долг под расписку Выдача кредита онлайн на карту за 25 мин. Заказать кредит здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 QuickZaim http://bit.ly/2or6zRB - даю деньги в долг *money**
Greyqcx, 21 января 2018, 05:03
Срочно нужны деньги? - срочный деньги Выдача займа онлайн на карту за 15 мин. Заказать здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 Мой рейтинг http://bit.ly/2unHQiJ - дам деньги в долг под *money**
Greyjsn, 21 января 2018, 10:00
Возникли финансовые трудности? - кредит деньги Выдача в день сделки кредита онлайн на карту через 30 мин. Смотрите здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 YesKredit http://bit.ly/2yLvYVX - займ на карту *money**
Greyeim, 21 января 2018, 14:59
Возникли финансовые трудности? - взять деньги в долг у частного лица Получение кредита онлайн на карту за 15 мин. Перейти здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 Веб-займ http://bit.ly/2or6zRB - срочный заем *money**
Greyqcs, 21 января 2018, 17:02
Проблемы на финансовом рынке? - взять деньги в долг под расписку Выдача в день сделки займа онлайн на карту через 30 мин. Заказать здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 Mili http://bit.ly/2tUvLPH - деньги в долг под расписку *money**
Greytry, 21 января 2018, 17:43
Проблемы на финансовом рынке? - деньги в долг без карты Получение кредита онлайн на карту за 15 минут. Смотрите здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 МФО Займер http://bit.ly/2jaeXQd - займ личный *money**
Greybpm, 21 января 2018, 18:21
У Вас финансовые проблемы? - срочный деньги Выдача займа онлайн на карту за 30 мин. Заказать здесь: http://bit.ly/2AdmeW8 МФО "Лайм Займ" http://bit.ly/2syVhJC - кредит онлайн *money**