«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Владимир Махлай. ВЫМИРАЮЩИЙ ВИД. ДИНОЗАВР

Часть первая

Ему льстит, когда его называют «батькой». Обычно резкий и суровый, услышав подобное к себе отношение, он начинает улыбаться и говорить всякие милые глупости. О том, как он привык заботиться о народе. О том, как никогда не гнался за длинным рублем и, боясь клеветников и завистников, почти 10 лет жил в неотремонтированной квартире, где даже входная дверь была покрашена лишь с одной стороны. И, наконец, о том, как очень долго втайне от жены он вместе с сыном копил деньги на автомобиль. «Мы летали в Москву, - обычно с грустью вспоминает «батька», - и там понемногу каждый раз в банк вносили. В результате собрали на машину 6 тысяч долларов. Как раз накануне банковского кризиса, когда наши денежки все и сгорели».

Те же, кто знает нашего героя поближе, называют его не иначе как Динозавром. Эти люди не верят в сказки про бедность и личную скромность. Они просто регулярно читают журнал «Форбс», эксперты которого оценили личное состояние главы корпорации «Тольяттиазот» Владимира Махлая в 470 миллионов американских долларов.

Казалось, что ничто не предвещало для Махлая беды. Бизнес успешно развивался, строительство таманского порта и крупнейшего в Тольятти гостинично-развлекательного комплекса шли своим чередом, семья периодически жаловалась на скукоту жизни в Швейцарии. И даже когда летом 2004 года чиновники тольяттинской мэрии фактически обвинили Махлая в незаконном строительстве культурно-развлекательного центра, он в свойственной ему жесткой манере, отмахнулся: «Сначала построю, а потом оформлю все документы».

Правда, тогдашнего главного архитектора Тольятти Валерия Лопатина подобная позиция возмутила, и он публично обвинил Батьку-Динозавра в нарушении градостроительного законодательства и Земельного кодекса. Однако скандал своего продолжения не получил. Через месяц Валерия Лопатина застрелили, на тольяттинского мэра завели уголовное дело, а главу городского земельного комитета Наталью Немых и вовсе отправили на несколько суток в тюремную камеру к наркоманкам. Единственным из тольяттинских випов, хоть как-то конфликтовавших с убитым главным архитектором, и кого не вызывали на допрос в прокуратуру, оказался как ни странно Владимир Махлай.

Владимир Махлай появился в Тольятти в середине 80-х годов. По его собственному признанию, ехать на берега Волги ему не хотелось. Он только что закончил строительство Губахинского химкомбината на Урале. И, судя по всему, всерьез собирался его возглавить. Однако в ЦК КПСС решили иначе, и со словами, что «Тольятти - это пуп земли», отправили его исправлять огрехи, допущенные американцами при строительстве «Тольяттиазота».

Тут стоит отметить, что американский миллиардер Арманд Хаммер - всемирно известный аферист, деловой партнер Льва Троцкого и Якова Свердлова, сделавший себе состояние на продаже русских культурных ценностей еще во время гражданской войны, построив в Тольятти химическое предприятие, сделал американскому правительству большой подарок, «удружив» при этом «по-черному» СССР.

Дело в том, что, инвестировав в строительство ТОАЗа сотни миллионов долларов, американец Хаммер вынес за пределы своей страны вреднейшее производство, заставив при этом советское правительство по дешевке гнать практически весь аммиак за границу. Этот эксклюзивный контракт, невыгодный ни СССР, ни позднее России, был заключен практически на четверть века.

Правда, против завода выступала местная общественность: казалось, что трубы с аммиаком грозят катастрофой почище прорыва Волжской ГЭС. Но глас народа в середине 70-х, конечно, вовсе не был гласом божьим. Завод был благополучно построен, 2114 километров аммиакопровода «Тольятти-Одесса» вздохнули под напором полезного вещества, мировой рынок которого увеличился с этим событием почти на 15%.

Более того, когда Махлай приехал в Тольятти, выяснилось, что завод построен с грубейшими нарушениями технологий. И в любой момент могла произойти экологическая катастрофа, сравнимая с чернобыльской.

Однако Махлай с проблемой справился. Именно тогда работавшие с ним люди впервые отметили его жесткость в общении с подчиненными, порой переходящую в откровенную грубость. И если в советские времена Владимир Махлай еще как-то себя сдерживал, то после развала СССР и наступлением новых времен, он стал позволять себе откровенное хамство. Позднее он признался, что бывший председатель комитета партийного контроля подарил ему папку с компроматом. Стоит ли говорить, что люди, жаловавшиеся на Махлая в партийные органы, на заводе больше не работают. «Эту пачку с кляузами я до сих пор храню. Для потомков», - не стесняясь говорит сегодня Махлай.

В 1992 году «Тольяттиазот» стал одним из первых предприятий, где началась приватизация. И снова в судьбу предприятия вмешались государственные деятели самого высокого масштаба. Имели ли они от этого личную прибыль, как Арманд Хаммер, говорить, конечно, трудно и даже неприлично. Но в любом случае глава Госкомимущества РФ Анатолий Чубайс лично подписал распоряжение о разрешении «Тольяттиазоту» приватизироваться по 3-му варианту.

Однако под условия 3-го варианта «Тольяттиазот» совершенно не подходил: требовался небольшой коллектив - менее 200 человек - и активы менее 50 миллионов рублей. То есть так приватизировать можно было только небольшое и бедное предприятие. "Тольяттиазот" был и большим, и далеко не бедным: уставный капитал после оценки имущества составил 445,4 миллионов рублей.

Но зато 3-й вариант давал интересные возможности руководству предприятия.

Половина акций передавалась Фонду имущества для продажи на аукционах, а вторая половина разделялась на две части: одна распределялась по закрытой подписке среди членов трудового коллектива, а другая продавалась по номинальной стоимости группе работников, заключивших договор по выполнению плана работы предприятия и недопущению банкротства.

За третий вариант приватизации на конференции трудового коллектива выступал лично Владимир Махлай.

Свою позицию он аргументировал тем, что таким образом удастся удержать управление заводом в руках своих же работников, а насчет проблемы с разрешением на приватизацию откровенно заявил, что «в этом направлении уже проведена определенная работа».

Махлай знал, о чем говорил: в октябре 1992 года Анатолий Чубайс собственноручно начертал на письме руководителя Самарского областного Комитета по управлению имуществом Владимира Мамигонова с просьбой относительно «Тольяттиазота»: «Разрешить провести приватизацию по 3-му варианту».

Говорят, что подобное расположение Чубайса обошлось Махлаю относительно недорого. Недоброжелатели рассказывают, что Владимир Махлай как-то удачно попарился в баньке с Рейнгольдом Кохом, отцом «могильщика НТВ», небезызвестного чубайсовского зама Альфреда Коха. После чего у последнего якобы появился шикарный особняк на берегу Волги, а у Махлая - разрешение на явно незаконную приватизацию «ТоАЗа».

В результате, был принят план приватизации, согласно которому 20% акций размещались по закрытой подписке среди членов трудового коллектива; 30% продавались на открытых денежных аукционах; 20% закреплялись за "группой работников"; 10% переходили в Фонд акционирования работников предприятия; и, наконец, 20% оставались в государственной собственности.

Договор с "группой работников" был заключен на 1 год - с февраля 1993 до февраля 1994. По завершении этого срока и в случае выполнения условий договора - сохранения рентабельности предприятия, социальных условий и так далее - они получали право на выкуп акций по номиналу. Понятно, что среди участников договора был и Владимир Махлай.

А еще через полгода Альфред Кох подписал разрешение на досрочный выкуп акций «группой руководящих работников». Видимо, к этому времени они уже доказали руководству Госкомимущества - и трудовому коллективу, разумеется, - свою способность работать и в новых экономических условиях тоже.

Небольшая деталь: заместитель главы Комитета по имуществу Самарской области Александр Макаров к этому времени уже стал помощником генерального директора АО "Тольяттиазот" по экономическим вопросам. А в последствии он занял пост управляющего предприятием...

Долгое время все у Владимира Махлая было хорошо. За короткое время он скупил контрольные пакеты АО «Волгоцеммаш» (производитель оборудования для цементной промышленности), НПЦ «Спектр» (закрытый ранее завод по производству электроники), Губахинской трикотажной фабрики в Пермской области, крупнейшего в СНГ Шекснинского комбината по производству ДСП, мраморных карьеров в Свердловской области и т.д.

Однако зимой 1998 года правительственная "Российская газета" опубликовала статью, где Махлая обвинили в неуплате $200 млн. налогов. Там же неожиданно появились фотографии неких жилых домов в США, якобы принадлежащих сыновьям Махлая, а также информация о том, что семья тольяттинского аммиачного короля через цепочку посреднических фирм связанных с небезызвестным вором в законе Вячеславом Иваньковым (Японочиком), прикупила себе целый небоскреб в Нью-Йорке.

Откровенно нелюбящий журналистов Махлай впервые был вынужден оправдываться. Он рассказал, что публикация в "РГ" не что иное, как попытка американской компании «Ай-би-эль» поставить его бизнес под свой контроль. Дескать, американцы хотели, чтобы Махлай и дальше продавал аммиак на запад через них, а Махлай был против. Правда Динозавр не уточнил, что в США, Швейцарии и Венгрии им уж были созданы посреднические фирмы, готовые в любой момент начать гнать тольяттинский аммиак на Запад. Тем более что действие того самого советского эксклюзивного контракта закончилось 31 декабря 1997 года. И продлевать его Владимир Махлай был не намерен. Позднее именно наличие этих посреднических структур станет основным эпизодом уголовного дела о мошенничестве и неуплате налогов, возбужденного против Владимира Махлая. А принцип их работы был скопирован с того самого пресловутого хаммеровского контракта, который был выгоден кому угодно, но только не ТоАЗу.

Чтобы Махлай тогда стал сговорчивее, американцы договорились с украинским правительством, и оно перекрыло трубопровод, по которому в Одесский порт шел тольяттинский аммиак. Таким образом, Динозавр, потеряв возможность отгружать аммиак на Запад, стал нести убытки.

Именно тогда Владимир Махлай впервые осознал всю силу пиара. Несомненную помощь в этом ему оказал главный редактор газеты «Тольяттинское обозрение», депутат тольяттинской городской думы Валерий Иванов.

Иванову удалось убедить Махлая направить часть средств на развитие лояльных корпорации СМИ. Сам Иванов получил от «ТоАза» целый автопарк, помещение в центре Тольятти и деньги на покупку телестудии. Он же направил на Таманский полуостров, где Махлай был вынужден начать строительство собственного морского порта, группу самарских политконсультантов во главе с Валерием Лебедевым. Которые долгое время противостояли информационным атакам украинских и американских журналистов, рассуждавших в центральных СМИ о вреде экологии от нового аммиачного порта.

Как бы то ни было, но когда американцы поняли, что информационную войну постепенно свернули, интерес Махлая к СМИ и собственному пиару вновь угас.

Вполне возможно, что определенную роль сыграло в этом и то, что управляющий корпораций «ТоАз» Александр Макаров, несмотря на массированную рекламу, провалил выборы в тольяттинскую городскую думу, а еще через некоторое время был убит и Валерий Иванов. Помещение и автомобили Махлай у редакции не отобрал, но финансовую помощь оказывать газете перестал.

Лишившись поддержки в СМИ, Владимир Махлай стал решать свои проблемы привычным ему способом. То есть полностью игнорировать сложившиеся в тольяттинском бизнесе и политической тусовке правила. За что и получил прозвище Динозавр.

Стоит отметить, что после трагичной истории с главным архитектором Валерием Лопатиным, первые лица Тольятти стараются держать Махлая, как говорится, на коротком поводке. Например, не выделяют ему землю для санатория на берегу Волги в Зеленой зоне. Или не предоставляют строительную площадку под стадион в Комсомольском районе. Хотя на публике все выглядит вроде бы прилично: Махлай единогласно выбран Почетным гражданином Тольятти, городская дума пишет письма в его поддержку самарскому губернатору и президенту Путину, молодежь публично сжигает чучело рейдеров и закидывает тухлыми яйцами портреты Виктора Вексельберга. Но на этом все и заканчивается. Защищать Махлая, по большому счету, никто не хочет. Даже его работники...

Недавно, уже находясь в бегах, Динозавр как-то пожаловался одному из приближенных журналистов: «Иногда думаю, что надо бы как все: отмывать, отмывать и отмывать. И для себя складывать».

Забавно, что в сложившейся трудной ситуации Махлай сохраняет поистине доисторический аппетит. Человек, по оценкам журнала «Форбс» уже успевший «сложить» себе как минимум 470 миллионов долларов, мечтает «отмывать и складывать». Еще и еще...

(продолжение следует)

Комментарии
Ваше имя:
Введите код:
ghjukliokss, 24 февраля 2017, 20:50
заказать продвижение интернет ресурса логин скайпа pokras7777
Davidnex, 24 марта 2018, 16:39
Купить билет на самолет купить форд куга в москве у официального дилера цена купить билет в минск на самолет из москвы москва купить плитку для ванной дешево купить самсунг мобильный телефон в москве велосипеды детские купить в москве недорого http://rus-waist-trainer.ru/page/kupit-bilet-na-poezd-moskva-vladikavkaz-na-ofitsialnij-sajt/
Thomasasync, 28 марта 2018, 05:31
заказать оптимизация сайта логин в скайпе SEO PRO1