Самара Тольятти Ульяновск Пенза Саратов / все новости / камеры / тендеры
КОРОТКО: sc
РАЗДЕЛЫ
РУБРИКИ
ГОРОСКОП

ПОИСК ПО ДАТЕ

Президент-генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Есиповский: Мы не сторонники того, чтобы что-то ломать и разрушать // 02.05.2006

United Volga:
- Игорь Эдуардович, как соотносятся, с одной стороны, необходимость оптимизации расходов, а с другой,  привычная для Тольятти социальная роль АВТОВАЗа?

И. Есиповский:
- Мы не сторонники того, чтобы что-то ломать и разрушать. Поэтому все спорные вопросы (социалка, спорт, кадры) решаются с максимальной осторожностью.

Наша главная задача – выпускать автомобили.  Нельзя заниматься всем подряд, а АВТОВАЗ брал на себя и кредитование, и страхование, и много других «непрофильных» функций. Необходимо сделать так, чтобы каждый занимался своим делом профессионально, но чтобы при этом качество услуг для потребителя не пострадало. Поэтому социальные программы АВТОВАЗ будет реализовывать в сотрудничестве с теми структурами, которые должны этим заниматься по своему профилю. Я имею в виду  банки, страховые компании, фонды, различные финансовые структуры. Сейчас идет процесс осмысления и перераспределения этих функций.

Мы будем работать с партнерами, которые готовы разделить вместе с нами бремя социальной нагрузки. Ведь можно оставить все то же самое (и пенсионную, медицинскую программу, жилищное обеспечение), но при этом снизить нагрузку именно на завод. Есть инструменты, наработанные в экономической среде, которые позволяют решать эти проблемы.

Отдельно стоит сказать о техническом музее. Это тоже не только дело одного лишь завода. В дальнейшем развитии музея должны принять участие и город, и область, и даже федеральный бюджет. Ведь многие экспонаты здесь уникальны.

Вообще, я считаю, что сегодня у нас есть понимание нужд населения. Мы чувствуем ответственность за людей, которые работают на заводе, за то, что происходит в городе. Вопросы заботы о людях для руководства являются приоритетными. Как бы бизнес ни ориентировался на получение прибыли, он полностью зависит от работников.

- Будет ли построен в ближайшие годы Ледовый Дворец? Рассчитываете ли Вы на паритетное решение этой задачи с правительством области и мэрией Тольятти? В каком размере АВТОВАЗ окажет помощь хоккейной команде?

- Что касается строительства нового Ледового Дворца спорта, наша позиция такова. Мы заинтересованы в том, чтобы этот объект был построен. Мы вообще очень позитивно настроены по отношению ко всему спорту на АВТОВАЗе. Мы в нем очень заинтересованы и готовы его всячески поддерживать. Но такой подход, что мы все затраты возьмем на себя, больше неприемлем. Наши основные затраты  - это закупка технологического оборудования, строительство  новых корпусов, - все, что нужно для обеспечения главной задачи – выпуска качественных автомобилей. И все должны понимать, что завод должен отказаться от тех излишеств, которые он мог раньше себе позволить.

В то же время на АВТОВАЗе уже существует составляющая в виде высокоразвитого спорта, есть команды, которые достигли больших успехов в хоккее, футболе, гандболе, автоспорте. То, что было создано, должно быть сохранено по максимуму. И проблему спорта на предприятии нужно решать в комплексе. Поэтому мы ведем переговоры с теми, кого может заинтересовать участие в дальнейшей  судьбе команд. Идет кропотливая работа. Мы проводим консультации, определяем взаимные интересы с партнерами. Именно со стороны предполагаемых партнеров было озвучено, что интересно было бы совместно заняться строительством Ледового дворца. Я не могу сказать, когда это произойдет, но пути выхода будут найдены.

Спортивные команды в любом случае будут существовать, но как организационно это будет оформлено – время покажет.

- Грозят ли массовые увольнения АВТОВАЗу?

- В сегодняшней кадровой политике нет понятия «сокращение», а есть понятие «оптимизация и перераспределение численности». Происходит ротация кадров, естественная убыль. По мере расширения производства появятся и новые кадры, и будет осуществляться переподготовка действующего персонала. Перераспределение подразумевает, что в одних службах произойдет сокращение,  а в других – наоборот, наращивание численности. Если по такой программе перераспределения, например, человек не захочет укреплять своими инженерными знаниями конкретный производственный участок, мы будем с ним расставаться, потому что здесь очевидное нежелание человека терять свое комфортное место, нежелание меняться и подстраиваться под нужды завода. Массовые увольнения АВТОВАЗу не грозят.

- Как вы оцениваете перспективы таких совместных проектов как СОК-КИА в Ижевске и Северсталь-Санг Йонг и ФИАТ в Ульяновске и Набережных Челнах?

- Любой проект с крупной зарубежной компанией идет на пользу российскому автопрому в плане приобретения новых технологий, ноу-хау, «подтягивает» и дисциплинирует поставщиков в самых разных отраслях.

- «LADA XXI века» - это очередной ФИАТ 124 (Киа Рио, Шевроле Лачетти) или же собственная разработка с привлечением западных дизайн-студий и кузовных ателье?

- К мировой практике надо прислушиваться, поскольку здесь обобщены все передовые направления. Конечно же, мы должны ориентироваться на мировой опыт, но то, что у нас свой путь, отрицать нельзя. Поэтому «LADA XXI века» - это собственная разработка, но с учетом лучших достижений мирового опыта.

Мне кажется, незаслуженно был обойден в плане сотрудничества блок оборонно-промышленного комплекса. Наша делегация  недавно была в Ижевске, мы посетили там ряд оборонных компаний, где действительно есть на что посмотреть. Возможен такой вариант, когда иностранные производители кооперируются с производителями аналогичных компонентов по линии ОПК с целью удовлетворения потребностей АВТОВАЗа. Примеры такой работы в России есть. Поэтому, если у АВТОВАЗа появятся соинвесторы по отдельным  локальным проектам, это станет решением многих задач.

Многие неправильно истолковывают понятие «стратегического партнера». Это не значит, что мы сориентируемся на какую-то одну компанию, которая будет поставлять нам и технологии, и платформы, и какие-то технические решения по компонентам. Все гораздо глубже и сложнее, мы ведем переговоры со многими компаниями. Например, по силовому агрегату прорабатываются все возможные варианты, причем вопрос соотношения «цена – качество» остается главным. Мы работаем в нише народного автомобиля, и зачастую многие предложения технически для нас приемлемы, но по цене – невыгодны.

-Каким должен быть «новый русский автомобиль»?

- Автомобиль должен быть красивым, строгим, лаконичным. «Новый русский автомобиль» - это надежная, с привлекательным дизайном машина по доступной цене для большинства россиян. Мы работаем в нише народного автомобиля.

- Вы не думали вернуть в Россию русскоязычных автомобильных профи: на Toyota работает известный дизайнер Владимир Пирожков, есть наши специалисты на GM и Porsche. Может быть, создать такую «команду мечты» и выдать действительно классный продукт?

- В России и на АВТОВАЗе есть свои высококлассные специалисты, инженеры и конструкторы. Научно-технический потенциал предприятия высок и будет повышаться дальше с учетом инвестиций в сферу НИОКР.

- Готов ли завод технически к введению норм Евро-3 и Евро-4?

- Сегодня все модели семейства LADA SAMARA комплектуются электронной системой управления двигателем и каталитическим нейтрализатором. Эти и другие устройства позволяют таким автомобилям выполнять нормы Евро-2 с возможностью выхода на Евро-3. При этом системы управления двигателем и снижения токсичности постоянно совершенствуются. Все автомобили семейства LADA 110 также оснащаются системами снижения токсичности и выполняют нормы стандартов Евро-2 и Евро-3. Для выполнения требований стандарта Евро-3 на автомобилях применяется катколлектор (где выпускной коллектор, приемная труба и нейтрализатор объединены в один узел).

До 1 января 2006 года семейство LADA 110 поставлялось на экспорт в комплектации под Евро-3. В сентябре 2005 года автомобили семейства LADA 110 прошли омологацию на соответствие стандарту Евро-4. Для этого был модернизирован нейтрализатор и произведены новые калибровки ЭСУД. Поскольку автомобили LADA NIVA пользуются высоким спросом в Европе, была проведена их адаптация к зарубежным экологическим стандартам. Автомобили LADA NIVA оснащаются ЭСУД на базе контроллера М 7.9.7 и выпускаются в комплектациях под нормы Евро-2 и Евро-3. В конце 2005 года вазовские внедорожники прошли омологацию на соответствие стандарту Евро-4. Автомобили LADA KALINA с самого начала выпуска соответствуют нормам Евро-3. Кроме того, седаны этого семейства соответствуют требованиям стандарта Евро-4. Соответствующий сертификат уже получен.

Во второй половине декабря 2005 года с главного конвейера ОАО «АВТОВАЗ» сошла опытная партия автомобилей LADA 110, которые соответствуют экологическому стандарту Евро-4. Чтобы LADA 110 выполняла новые нормы (которые вдвое ужесточены по сравнению с Евро-3), был модернизирован каталитический нейтрализатор. Ведется подготовка производства автомобилей LADA NIVA, соответствующих нормам Евро-4. В 2006 году планируется провести омологацию на Евро-4 очередной модели семейства LADA KALINA – хэтчбека.

В соответствии с Киотским протоколом, международные экологические стандарты скоро потребуют дальнейшего снижения выбросов углекислого газа. Поэтому в ОАО «АВТОВАЗ» работы над уменьшением эмиссии СО2 продолжаются. Планируется увеличивать экономичность автомобилей за счет модернизации двигателей, трансмиссии, аэродинамики, снижения веса. Кроме того, уже разрабатывается отдельное направление, связанное с применением гибридных силовых установок, альтернативных видов топлива (например, метана и водорода), а также ведется создание автомобилей на топливных элементах.

- Какова судьба проекта LADA ANTEL?

- АВТОВАЗ с 1999 года ведет работы по применению на автомобилях LADA новых типов горючего. Цель исследований - выполнение перспективных требований по выбросам СО2 и токсичных компонентов, а также создание экономичных автомобилей, работающих на альтернативных источниках энергии. К настоящему времени проведены работы по нескольким видам топлива с низким содержанием углерода, а также по ряду принципиально новых силовых агрегатов, которые обеспечивают высокую экологичность. Изготовлены и испытываются два ходовых макета автомобиля на топливных элементах LADA ANTEL.

Предлагаемая специалистами АВТОВАЗа концепция предусматривает создание эффективных энергоустановок на альтернативных видах топлива в относительно короткие сроки и с минимальными затратами. Предполагается, что эти силовые агрегаты будут пригодны для массового производства и многоцелевого применения.

Сегодня на АВТОВАЗе продолжаются исследования по использованию перспективных источников энергии. Согласно концепции, разработка автомобиля на топливных элементах должна вестись поэтапно, параллельно с созданием инфраструктуры для транспортных средств на альтернативных видах топлива. Среди ключевых задач - перевод уже существующих ДВС на природный газ, разработка генераторов водородосодержащего синтез-газа и транспорта, работающего на нем, создание автомобиля, который с помощью топливного процессора был бы способен получать на борту водород из других видов горючего.

В 2001 году был создан первый ходовой макет автомобиля LADA ANTEL 1 на базе  пятидверного внедорожника LADA 4×4 (NIVA). За основу был взят водородно-кислородный электрохимический генератор «Фотон» на топливных элементах, разработанный для космического корабля «Буран». Генератор  был доработан специально под автомобиль. Целью создания ходового макета LADA ANTEL 1 стало приобретение опыта работ с энергоустановкой на топливных элементах, выявление проблемных вопросов по адаптации автомобильных систем. С использованием накопленного опыта в 2003 году была создана следующая модель автомобиля на топливных элементах LADA ANTEL 2 на базе модели  LADA 111.

На данный момент АВТОВАЗ совместно с Уральским электрохимическим комбинатом ведет разработку очередного варианта автомобиля на топливных элементах. Для него создается водородно-воздушный электрохимический генератор мощностью 60 кВт, который разрабатывается с учетом особенностей технологий серийного производства.

- Будет ли новое руководство АВТОВАЗа спонсировать участие заводских команд в зарубежных кольцевых чемпионатах?

- Хотелось бы немного расширить тему автоспорта на АВТОВАЗе. В этой области произошли значительные сдвиги. В марте состоялось совещание у губернатора Самарской области по строительству автодрома LADA Ring. Концепция была одобрена властями. Городские и областные власти осознали, что автодром  в плане повышения туристической и инвестиционной привлекательности важен для всей Самарской губернии, и дали согласие на поддержку. В стране автоспорт развивается бурными темпами, а профессиональных трасс практически нет. Гонки проводятся либо на аэродроме  (трасса Мячково в Москве), либо на стадионе (трасса в Санкт-Петербурге). Какие-то шаги делает Казань, но этого мало. Российский автомобильный спорт нуждается как минимум в пяти стационарных автодромах.

Создание автодрома в автомобильной столице России, которой является Тольятти, продиктовано объективными обстоятельствами. Это полезно и нужно. Каждый видит свои  выгоды. Этот проект давно обсуждался, но мы в итоге пришли к конкретному решению.

11 апреля 2006 года на правлении ОАО ''АВТОВАЗ'' состоялась презентация программы развития автоспорта на 2006 год и ближайшую перспективу. Приоритетные направления, по которым будет развиваться автоспорт на предприятии - это:
1. Активное представление интересов ОАО ''АВТОВАЗ'' в Российской Автомобильной и Международной Федерациях.
2. Развитие автоспортивной инфраструктуры - строительство современных автодромов и картинговых трасс.
3. Организация производства спортивной техники (автомобилей, узлов, агрегатов) на базе серийной продукции ОАО ''АВТОВАЗ''.
4. Развитие Национальной Гоночной Серии LADA - соревнований фирменных моноклассов.
5. Участие фирменных команд АВТОВАЗа в российских и международных соревнованиях по автоспорту.
6.Популяризация и освещение соревнований (развитие автоспортмаркетинга).
7. Подготовка спортсменов и технического персонала для автоспортивных команд ОАО ''АВТОВАЗ'' и России.
После обсуждения и одобрения основных направлений развития автоспорта ОАО ''АВТОВАЗ'' была принята программа развития автоспорта на 2006 год.

- Каким вы видите дальнейшее развитие темы LADA Revolution? Может, было бы правильнее свернуть эти затратные спортивные проекты ради оптимизации расходов?

- Автомобиль обладает большим спортивным потенциалом. Свидетельство тому – победа в  июле 2005 года в Литве в международных соревнованиях «HORN Grand Prix 1003 km». LADA Revolution заняла первое место  в классе А1600 (двигатели объемом до 1,6 литра) и второе место в абсолютном зачете. Спортпрототип LADA Revolution доказал свою надежность в сложных погодных условиях и показал результат, который превзошел показатели более мощных соперников. В абсолютном зачете российская команда обошла латвийские, литовские и финскую команды, выступавшие на автомобилях LEXUS, Audi, Renault, BMW, Opel, VW, Toyota и Honda. Успех первого российского спортпрототипа, созданного в ОАО «АВТОВАЗ», на традиционных международных соревнованиях подтверждает, что отечественный автоспорт вышел на мировой уровень. Данный проект будет продолжен. Спортпротип был показан на зарубежных автосалонах – в Париже, Лейпциге, Женеве, Франкфурте и везде вызвал огромный интерес. Автоспорт – это катализатор развития автопрома, поэтому для нас автоспортивные проекты очень важны.

- Какие шаги новое руководство предпринимает для повышения качества конечной продукции?

- Наиболее масштабным направлением в работе по повышению качества  является взаимодействие с производителями компонентов для автомобилей LADA. Сегодня 63 процента отклонений, выявленных в гарантийный период, приходится на долю деталей, изготовленных заводами-поставщиками. Как бы трудно ни приходилось, но АВТОВАЗ будет расставаться с недобросовестными производителями компонентов. Во внимание будут приниматься возможности и стремление заводов-поставщиков проводить техническое перевооружение и развивать собственное производство. Необходимо менять и организацию системы поставок. Наличие посредников в этом процессе свидетельствует о том, что себестоимость комплектующих изделий завышена.

Отбор поставщиков будет осуществляться жестко. Этот процесс должен стать абсолютно «прозрачным» в отношении критериев и носить состязательный характер. То есть, должна работать сама система – вытеснять слабейших и давать возможность сильнейшим работать с АВТОВАЗом.

Принято решение о создании центра сертификации и лицензирования. Предполагается, что этот орган будет проводить сертификацию среди производителей автокомпонентов и поможет сделать звание «поставщик АВТОВАЗа» почетным среди предприятий автопрома. Центр будет проводить аудиты и сертификацию заводов-поставщиков. В сферу компетенции этой организации должны попасть и предприятия сервисно-сбытовой сети АВТОВАЗа. Подписано соглашение о сотрудничестве с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации. Это взаимодействие позволит организовать работу будущего центра сертификации и лицензирования на высоком профессиональном уровне. Также будет продолжена реализация программ по уменьшению хищений с завода, сокращению внутренних затрат.

По итогам конференции  по качеству  18 марта 2006 года было принято много решений, направленных на кардинальное улучшение качества автомобилей  LADA  в ближайшие годы.

- Существует план создания в Тольятти технопарка. Но может быть, более выгодно и проще было бы видоизменить 166 постановление правительства РФ и дать АВТОВАЗу возможность беспошлинного ввоза современных западных комплектующих?

- На данный момент ведутся переговоры со многими партнерами по вопросу размещения производства комплектующих  на тольяттинской площадке, как российскими, так и зарубежными. Есть и предложения в правительство по оптимизации 166 постановления. Проблема качества компонентов решается в комплексе. Переход только  на западные компоненты неприемлем. Да, с одной стороны, сейчас мы выходим на более тесные контакты с иностранными производителями, с другой стороны, понятно, что при переходе на иностранные комплектующие мы автоматически выпадаем из нашей ценовой ниши. Поэтому элементы локализации при наших переговорах с зарубежными партнерами являются главенствующими. Такие переговоры уже ведутся, это динамичный процесс. Но и среди российских предприятий есть многие, качество продукции которых нас удовлетворяет.

- В том случае, если все-таки будет принято решение о строительстве технопарка, выйдет ли руководство АВТОВАЗа на правительство РФ с просьбой о создании особой экономической зоны?

- Да, в этом случае логичным будет  обращение в правительство о присвоении Тольятти и АВТОВАЗу статуса особой экономической зоны. Мы работаем в этом направлении.

- Одним из главных внешних рынков АВТОВАЗа является Украина. Российский газ уже был заложником непростых межгосударственных отношений и внутриукраинских интриг. А как сказывается нестабильная политическая обстановка в Украине на автомобильном бизнесе?

- Ситуация в Украине не отразилась негативно ни на поставках автомобилей LADA  в Украину, ни на сборке автомобилей LADA из автокомплектов, поставляемых АВТОВАЗом своим украинским партнерам по сборке (Луцк, Кремечуг, Запорожье). Более того, планы 2006 года по сборке автомобилей LADA в Запорожье превышают прошлогодние показатели больше чем в два раза. Также повышены объемы сборки в Луцке и Кременчуге.

- Что мешает наладить массовый выпуск автомобилей с подушками безопасности?

- В настоящее время полностью завершена разработка системы водительской подушки безопасности для автомобиля LADA 110, собрана опытная партия машин. Что касается модели LADA KALINA, то основные испытания автомобиля с системой пассивной безопасности, включая омологационные, также успешно проведены. В 2006 году АВТОВАЗ будет готов поставлять на экспорт автомобиль в такой комплектации. Важным для завода является также получение заказа на внутреннем рынке. Технически комплектация автомобиля с подушкой безопасности для российского рынка подготовлена.

Нерешенным остается главный вопрос: воспринимает ли сегодня российский потребитель повышение уровня безопасности покупаемого транспортного средства как приоритетное потребительское свойство, и готов ли он оплачивать неизбежное увеличение стоимости автомобиля, оснащенного подушкой. Судя по статистике использования ремней безопасности, сознательное отношение к собственной безопасности за рулем в России еще не достигло уровня, определяющего массовый спрос на автомобили с подушками.

- Когда будет представлен концепт новой LADA NIVA?

- Разработка этого автомобиля ведется активно. Концепт нового внедорожника будет представлен на одном из автомобильных салонов в 2006-2007 гг.

- Местная политическая элита уже начала обсуждать возможные направление реализации Вами политических проектов...

- Я думаю, что главная политическая арена для меня – это завод. Здесь действует принцип: лучший способ сказать -  это сделать. Этот принцип сейчас наиболее актуален, и я им руководствуюсь. Достойные показатели работы завода и являются моей главной политической составляющей. Я не состою ни в какой партии.

- Что для вас интересного в Тольятти?

- Тольятти – красивый, современный город с высоким потенциалом. Руководство АВТОВАЗа чувствует свою ответственность за людей, здесь живущих, и за те, события, которые в городе происходят. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы еще больше облагородить Тольятти.



Внимание! Все комментарии пре-модерируются.
Оставить комментарий
Ваше имя:
Введите код:
[B] [I] [U] цитата
Свидетельство Эл № ФС77-23468 от 21 февраля 2006г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
© 2006-2008. Информационный портал United Volga - новости Самары, Тольятти, Ульяновска, Пензы, Саратова
Контактная информация: | | вопросы по рекламе