Учитывая, что проведение федеральных выборов и референдумов не планируется, большинство политологов считает выступление Президента Владимира Путина перед Советом Федерации главным событием 2006 года. Слова из названия доклада «последнее послание» стоит воспринимать буквально, но с политической точки зрения, потому как следующее послание должно стать предвыборным и будет определять иные направления, не связанные с последующей деятельностью Владимира Путина на посту высшего должностного лица.
Предлагаемый доклад состоит из трех частей. Первая - это оценка новых приоритетов в российской политике. Вторая - прогноз на исполнение направлений, отраженных в послании. Третья - комментарий на комментарии.
Две темы, условно называемые демографией и обороной, не являются основными в послании. Они являются механизмами, проводниками к реализации основной задачи, стоящей перед государством. Ключевой стратегической составляющей выступления считаю факт обращения Президента к социальных группам, которые за последние десять-пятнадцать лет по разным причинам фактически оказались вне интересов власти, государства. Речь идет о социальных слоях населения, которые сегодня не доверяют институтам власти, не участвуют в выборах, являются по факту «не гражданами», сознательно отказывающимися от какого-либо участия в жизни государства. Постэлекторальные исследования указывают, что интерес к государству, его институтам у граждан страны в возрасте 21-40 лет отсутствует. В частности, их активность как избирателей на федеральных выборах составляет 25-30%, на региональных 8-15%.
Шаг по преодолению нарождающегося нигилизма в обществе Президентом сделан впервые. Сделан с существенным опозданием, ведь сегодняшние настроения в обществе, усиление разобщенности - явный признак потери государственности. Важнейшая цель, стоящая перед Президентом, - обеспечение целостности общества. Поэтому акцентом выступления является тема сохранения государства как такового. Возврат социальных групп, интересы которых в послании определены как приоритетные, и их участие в жизни государства должены решить проблему разобщенности. Но только практические результаты поставленных задач способны это сделать.
Критику вызывают механизмы, предлагаемые для разрешения указанных проблем. В первую очередь - демографии. Путь, предлагаемый Президентом, кроме как популизмом назвать сложно. Принцип «дать» федеральным центром уже отработан в период обострения социального климата, в период введения монетизации. Убрать сотни тысяч пенсионеров с улиц страны власть сумела путем выделения дополнительных финансовых средств. По сей день чиновники полагают, что они проблему решили. Это заблуждение.
Вдвойне заблуждение - полагать, что увеличить рождаемость можно путем раздачи денег. Тем более, что предлагаемые механизмы более чем сомнительны в применении. Президент пообещал 250 тысяч рублей за ребенка. Безусловно, самая обсуждаемая и самая популярная тема среди женщин, учитывая, что зарплата их мужей в среднем по Поволжью составляет 8-10 тысяч. Но, во-первых, пока лишь пообещал. Во-вторых, предлагаемый механизм выплаты предусматривается или в виде ипотечного кредита, или в виде оплаты на образование, или внесение указанной суммы на счет накопительной пенсии. Везде прозвучало «или». Правительство и Федеральное Собрание должны выбрать, какое «или» оптимально. Согласно логике, компенсация женщине дается из-за того, что она в период ухода за ребенком не может работать, а, стало быть, сумма должна попасть на счет накопительной пенсии. Если кто-то видит смысл выплаты в другом, то логика теряется. А раз так, то четверть миллиона 25-летняя женщина получит только через 30 лет, уходя на пенсию.
К сожалению, аналитики Кремля, кроме финансового механизма «дать», не видят иных путей решения демографической проблемы. По крайней мере, они не были озвучены Президентом. Демографы, в свою очередь, заявляют, что материальное положение семей является важным, но не основным критерием к заведению детей.
В послании не было сказано, что в России по разным данным зарегистрированы 600-700 тысяч ВИЧ-инфицированных. Это люди в возрасте 20-35 лет, - та самая группа, что находится в репродуктивном возрасте. Они здоровых детей не могут иметь принципиально. Это один признак, усугубляющий демографическую проблему. Останавливая процесс распространения СПИДа, государство стимулирует рождаемость. Про это Президент не сказал.
Детский травматизм и смертность. Если представить, что в семье один ребенок, и он может умереть, не достигнув совершеннолетнего возраста, то осиротеть в данном случае могут родители, которые уже в силу возраста просто не сумеют завести своих детей.
Но и это не главное. У граждан страны отсутствует представление хронографа жизни. Он существенно изменился за последние десять-пятнадцать лет. Женщины заводят детей поздно, врачи подтверждают, что второго-третьего ребенка для тех, кому за тридцать, родить сложно.
Кризис института семьи. Социальную ответственность за ребенка в нашей стране несет женщина, а не родители. Это в послании подтвердил Президент. Это неправильно.
Если решать демографическую проблему материальным путем, то более эффективным механизмом будет принцип не «давать», а «отнимать». Для этого необходимо ввести прогрессирующую систему налогообложения граждан страны в зависимости от количества воспитуемых ими несовершеннолетних детей. Например, увеличить процент подоходного налога для граждан, не имеющих на воспитание детей, до 34%, одного - 20%, двоих - 13%, троих – 10%. При этом существующие льготы многодетным семьям сохранить. Как подобная сетка налога с физических лиц будет влиять на бюджет семьи, может посчитать каждый. При этом, в случае развода, один родитель, если ребенок остается с другим, помимо выплаты алиментов, будет нести материальные затраты, теряя льготы, ибо воспитанием ребенка, по закону, будет заниматься не он.
Убежден, что подобная превентивная мера позволит не только сохранить семью как основу общества, но и существенно пополнить бюджет.
Теперь оборона. Данная тема была выбрана зеркалом внешней политики государства. Вполне удачно. Проекты «атомные крейсера и подводные лодки» - это попытка увеличить границы территорий, обеспечивающие сдерживание военной мощи других стран, и в первую очередь - США. Кроме того, программы ядерной энергетики, предлагаемые к реализации новым руководителем Минатома, здесь созвучны. Кроме того, любая военная доктрина, озвученная государством, должна работать на экономику страны. Любое усиление военной мощи России приведет к наращиванию военной мощи США, что, в свою очередь, позволит Америке строить планы наращивания военного присутствия, например, в Персидском заливе. А это существенно повлияет на конъюнктуру мировых цен на нефть. Учитывая, что экономика России имеет большую долю доходов от экспорта углеводородного сырья, подобные заявления нам на руку. Даже если они останутся просто заявлениями.
К сожалению, Кремль не видит приоритетов во внешней политике. Анализ текстов этого и прошлогоднего послания не позволяет определить направления международного сотрудничества России.
Уже сейчас очевидно, что концепция политики Президента Белоруссии сводиться к определению временных рамок по объединению двух стран. Кремль же за последние три года пытается освободиться от обязательств страны, входящей в Союз «Белоруссия-Россия» и СНГ.
Москва дистанцируется от Европы, не принимая во внимание её стандарты, политические свободы, но главное - принципы экономической политики, политики ВТО, сохраняя на территории страны псевдорыночные отношения. Особенно это проявляется в тех секторах экономики, где присутствие монополистов явно выражено.
Достаточно слабым вектором обозначено сотрудничество со странами Азии. Намерения проводить политику укрепления рубля, его конвертации Президент видит в создании бирж по продаже углеводородного сырья. Почему Азия? Во-первых, на сегодня рубль не может стоять в одном ряду с долларом, евро, но объективно крепче валюты Китая, Вьетнама. Кроме того, Россия твердо заявила о намерениях прийти на рынок Азии, и для этого организация биржи как никогда кстати. Торговые операции будут вестись в рублях. Однако, в этой связи начнут работать рыночные отношения, и цены на углеводородное топливо будут падать.
Владимир Путин все же обратился именно с PR-посланием, хотя, по логике, оно должно быть рабочим. Следующее послание будет предвыборным и не для себя, потому как Конституция страны не дает возможности избираться три раза подряд. Сегодня в стране есть один популярный политик - это Путин. В стране много политиков, которые могли бы стать Президентами. Но попадают ли они в круг действующего руководителя? Пиар Владимиру Путину нужен не просто для популярности. Задача на период избирательной кампании 2008 года - стать референтным лицом для россиян, в первую очередь для тех россиян, которые не доверяют институтам власти, государства, и тех мигрантов, которые намерены стать россиянами. В ходе предстоящей агитационной кампании Президенту придется выполнять роль «старца», который «если что, подправит».
Послания, несомненно, имеют историю, которая ведется с отчетно-выборных собраний времен КПСС. Выступление Президента имеет существенное отличие в том, что отчета о проделанной работе депутаты Федерального Собрания и россияне не услышали. Доказательство тому - тема демографии, которая была заявлена еще шесть лет назад. А как свидетельство нерешенности проблемы - отчеты статистики о продолжающемся падении рождаемости, увеличении смертности. Именно увеличении, а не превышении смертности над рождаемостью.
Многие политические деятели уже заявили, что послание - это их программа действий. Неправда, за последние десять-пятнадцать лет политические партии свои обращения направляли на социально-активное население, пенсионеров, учащуюся молодежь, бюджетников, то есть тех, кто ходит на выборы и приемлет институты власти, государства. Так действовали и КПРФ, и ЛДПР, и «Единая Россия». Владимир Путин выбрал для обращения иную социальную группу, не являющуюся электоратом поддержки существующих парламентских политических партий.
Экономическая пустота послания, при изобилии цифр, - это действительно правда. Потому как, повторюсь, послание политическое. Из экономического направления можно говорить лишь о сформулированной некоей бюджетной политике государства. Индустриальной политики, принципов развития отечественной промышленности нет. И хотя страна стоит на пороге эпохи деиндустриализации, Кремль продолжает видеть выход только в развитии и эксплуатации топливно-энергетического сектора экономики.
Еще одна проблема - несогласованность действий Правительства и Федерального Собрания. Например, национальные проекты, которые являются продуктом Правительства. Полная безинициативность государственных законодательных органов власти проецируется, но в более уродливых формах, в регионах, муниципалитетах, где законодатели превращаются в некий атрибут власти, как флаг или гимн.
И в заключении. Отчет о деятельности Газпрома в послании Президента прозвучал не случайно. Экономический гигант выходит в первые строки рейтингов ведущих компаний мира. В 2008 году Владимир Путин не уйдет на пенсию, как когда-то Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Место будущей работы определено - Газпром.
Анатолий Бодров, United Volga