Покупать одежду в бутиках состоятельному клиенту становится уже неинтересно. Он жаждет новизны, оригинальности - и находит все упомянутое выше в самых неожиданных местах. Если европейцы со средствами смело отправляются за покупками в Бразилию, Марокко или Индию, то россияне пока проявляют осторожность. И этому есть объяснение: по мнению маркетологов, они еще не насытились продукцией класса люкс. Но и в России уже появляются люди с высокими доходами, стремящиеся к оригинальности в собственном имидже.
В поисках чего-нибудь этакого
Во Флоренции на улице Борго Сантиссими Апостоли есть небольшое ателье, которое принадлежит портному Симоне Аббарки. Он шьет не более 3 тысяч рубашек в год, а постоянные клиенты приезжают к нему со всей Европы и Америки. Этих людей объединяет одно: они устали от однообразия магазинов на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке, Бонд-стрит в Лондоне или Виа Кондотти в Риме. Им нужны обувщики, хранящие их личные колодки, и портные, знающие, какой формы воротники они предпочитают.
В костюме им важен цвет подкладки, а ремень должен быть изготовлен определенным мастером. «Наших клиентов интересует только нечто особенное, сделанное специально для них», — говорит Элизабетта Бодри, байер из Флоренции.
На улице Виа дель Пургаторио (во Флоренции) находится ателье братьев Пьеро и Франко Чистернино. Здесь покупает костюмы певец Стинг. Обувь можно заказать у Стефано Бемера на Виа Борго Сан Фредиано: только договоритесь о заказе заранее — Бемер шьет всего 200 пар в год. Сделать заказ на кожаные перчатки ручной работы можно в крошечном магазинчике Madova. Особенно заманчиво выглядит цена на лайковые перчатки на шелковой подкладке — всего $70 долларов.
Изделиями из кожи знаменит и Милан. Достаточно упомянуть украшенные драгоценными камнями босоножки от Рене Каовилла, которые делают на заказ в бутике на Виа Багутта. А в магазине Valextra покупают сумки и чемоданы с монограммами. Говорят, что в свое время персидский шах заказал здесь полный комплект дорожных принадлежностей из крокодиловой кожи с застежками из 18-каратного золота. Знатоки также советуют ехать в Марокко и Индию. Например, дизайнер Палома Пикассо покупает в магазинчике под Марракешем уникальные кафтаны ручной работы из хлопка, шелка и ворсистой ткани под замшу.
Это касается и украшений. Бриллианты эксперты советуют выбирать в Мумбае, а полудрагоценные камни — в Раджастхане. «К отъезду вы уже получите свой заказ», — рассказывает Мейра Дэлтон, управляющая британским отделением международной туристической компании Greaves Travel, организующей шопинг-туры в Индию. И добавляет, что в Мумбае иногда заказывают даже свадебные платья: «Клиент привозит ткань и вырезку из журнала — и через два-три дня платье готово. Например, копия творения от Vera Wang обойдется всего в $600».
Эффектный типаж
В России большинство людей с высоким доходом все еще предпочитают покупать одежду известных марок,
которые подчеркивают высокий социальный статус и финансовое благополучие, но уже есть и те, которые тоже стремятся к оригинальности. «Многие ценят индивидуальный подход в одежде и стараются создать собственный стиль», — отмечает Марина Малыхина, гендиректор исследовательского агентства Magram Market Research.
Представители российского бизнеса по-своему объясняют приверженность люксовым брэндам. «Нашему капитализму всего 10-15 лет. У нас еще очень молодая культура потребления, и мы не успели устать от дорогих и элегантных вещей», - говорит Марала Чарыева, гендиректор компании «Росинтер Ресторантс». Ее любимая марка - Burberry, а работы неизвестных дизайнеров вызывают у нее подозрение. «Я не стану за них платить, а куплю лучше что-то известное и стоящее», - замечает она.
Специалисты по стилю относят приверженцев высоких марок к так называемому эффектному типажу. «Это люди, которые стремятся произвести впечатление», - говорит Юлия Бевзенко, партнер компании First Impressions.
Однако в последнее время в России стал появляться и другой типаж потребителей — экспрессивный.
«Они надевают одежду известных брэндов на деловые встречи и переговоры. Зато на светских раутах появляются в оригинальных вещах, которые купили в разных уголках земного шара», - поясняет Бевзенко.
Правда, в отличие от западных потребителей они редко ездят в специальные шопинг-туры. Вещи чаще покупают в путешествии, на отдыхе или в командировке. Предпочтение отдается европейским дизайнерским вещам. Например, Дмитрий Куприянов, совладелец компании Banana-Mama, очень любит лондонский магазинчик Welenberg and sons, который расположен неподалеку от Трафальгарской площади. Он покупает там запонки ручной работы. А Юлия Бевзенко покупает в Лондоне шляпки и перчатки марки Cost. «Они очень необычные. В них английские традиции сочетаются с восточными мотивами», — говорит она.
В экзотических странах приобретать вещи отваживается далеко не каждый. Если такую вещь покупают, то чаще ее носят дома или надевают на особые вечеринки и карнавалы. «Этот Новый год мы всей семьей встретили в индийских национальных костюмах из чистого шелка, которые муж привез из командировки», — вспоминает Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. А из Таиланда она привезла несколько платьев и блузок в китайском стиле, которые надевает на вечерние мероприятия.
И все же стилисты уверяют: Россия идет по западному пути и очень скоро состоятельные потребители оценят преимущества специальных поездок за покупками. «В ноябре этого года мы собираемся организовать шопинг-тур для наших клиентов в Милан, а в следующем году повезем их в Париж», - рассказывает Юлия Курышева, партнер First Impressions. По ее словам, люди, которым студия разработала индивидуальный стиль, будут искать за рубежом недостающие аксессуары и одежду.
«Я рассчитываю купить там пальто, сапоги и несколько костюмов, которые трудно найти в Москве. У нас все
слишком вычурное», — говорит директор рекламного агентства Concorde Marketing & Advertising Виктория Смоляницкая, собирающаяся в шопинг-тур. По ее словам, она едет в Европу специально для того, чтобы найти вещи молодых дизайнеров и создать собственный стиль.
В погоне за эмоциями
Любовь к эксклюзиву в России возникла не так давно — примерно три года назад, считает Анна Лебсак-Клейманс,
директор компании Fashion Consulting Group. Именно тогда произошло пресыщение товарами класса «люкс» и начался лихорадочный поиск экзотических вещей. Многие стали превращать шопинг в дорогой арт-процесс. По мнению специалистов по стилю, такие люди образуют некое замкнутое сообщество, а их экзотические предметы гардероба или интерьера, являются как бы сигналом для остальных членов «клуба»: «Я — свой».
«Любому человеку свойственно желание выделиться, а необычные одежда и аксессуары - прямой путь к тому, чтобы казаться оригинальным в кругу людей, которых вообще трудно чем-либо удивить. Плюс чувствуешь себя комфортно, зная, что на вечеринке в таком наряде будешь только ты один», - говорит Елена Бабиевская, директор Психологического центра на Пятницкой.
По материалам специального приложения газеты «Ведомости» «Пятница»