Продажи мобильных телефонов снижаются. Чтобы частично компенсировать недополученные прибыли, торговцы стали активно продвигать аксессуары. Рынок чехольчиков и гарнитур, по оценкам экспертов, растет на 10% в год, пишет газета "Ведомости".
В этом году впервые зафиксировано падение спроса на телефоны, говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Причина - высокое проникновение мобильной связи. По его оценке, в 2006 году в Москве будет продано около 1,7 млн трубок, тогда как в 2005 году было продано около 2 млн аппаратов. Объем рынка телефонных аксессуаров в Петербурге в этом году Муртазин оценивает примерно в $35 млн. Около 90% продаж приходится на специализированные сети, уточняет Александр Санников, гендиректор компании Dimanche, специализирующейся на пошиве телефонных чехольчиков.
Несмотря на падение спроса на сотовые телефоны, рынок чехлов, сумочек и зарядных устройств к ним
продолжает расти, рассказывает директор по маркетингу производителя аксессуаров Inter Step Дмитрий Карманов. По его оценке, в этом году он увеличился приблизительно на 10%, такой же рост ожидается в 2007 году.
Dimanche рассчитывает в этом году увеличить продажи на 30%, говорит Санников. Абсолютных показателей он не раскрывает. По его наблюдениям, еще два года назад к телефону покупатель приобретал максимум один аксессуар, сейчас же на три телефона магазины продают их в среднем по 10. С ростом благосостояния владельцы мобильных телефонов все чаще приобретают дополнительные зарядные устройства для автомобилей и офиса, гарнитуры hands-free и несколько чехлов - под разные костюмы, рассказывает Санников.
В следующем году Dimanche планирует увеличить производство еще на 50%. Перспективы роста Санников объясняет уходом с местного рынка многочисленных небрендованных китайских производителей. "Из-за удаленности производства китайцы перестали успевать за сменой моделей трубок и стали неконкурентоспособными", - утверждает Санников. По его оценке, за последний год доля импортных аксессуаров на местном рынке сократилась с 30% до 10%. Уход с рынка иностранных производителей отмечает и Карманов из Inter Step.
"Падение продаж телефонов ритейлеры попытаются компенсировать увеличением продаж аксессуаров, но им это удастся только частично", - говорит Муртазин. Средняя стоимость телефона около $200, а средний аксессуар стоит около $10, рассказывает президент сети салонов “Связной” Максим Ноготков. Он рассчитывает увеличить продажи аксессуаров в своих магазинах на 20%. Сейчас они приносят “Связному” около 10% доходов, но их доля будет расти по мере падения продаж телефонов, уверяет Ноготков.
В отличие от телефона, на котором продавец сейчас может заработать всего около 10% от его стоимости,
наценка на аксессуар может составлять от 50% до 150%, говорит представитель Dixis Татьяна Москалева. Руководство сети ориентирует своих продавцов на то, чтобы они предлагали покупателям как можно больше сумочек, чехлов и гарнитур hands-free, рассказывает она.
Продажа ремешков и чехлов для телефонов оказалась спасением для маленьких независимых салонов, которых выдавливают с рынка крупные сетевые ритейлеры. Владелец одного из мелких магазинов, пожелавший сохранить анонимность, рассказывает, что его точка почти перестала продавать трубки, переориентировавшись на торговлю аксессуарами. Сейчас он продает один-два телефона в день, их доля в выручке не превышает 30%. "Чехлы в моем магазине несколько дороже, чем в сетях, но вряд ли покупатель чувствует разницу в 20-30 рублей", - рассказывает предприниматель.
По словам Ноготкова, сумочки и украшения для телефонов - спонтанная покупка. “Приобретая разные аксессуары, человек создает иллюзию новизны мобильного телефона, который он может не менять несколько лет, - объясняет он.
Карманов из Inter Step считает, что рост рынка продолжится еще год-два. Рынок аксессуаров во всем следует за рынком телефонов, на котором на смену старым моделям приходят более дорогие модели, говорит он. “Для них приобретают более дорогие чехлы и другие аксессуары, но они долговечнее дешевых, поэтому их часто менять не надо”, - говорит Карманов.