Одни говорят, что шопинг, по-русски - "процесс хождения по магазинам с целью покупки", это общественно приемлемый вид наркомании, другие называют его "публичным эквивалентом секса". Доктор Ричард Элиот из Оксфордского университета более пяти лет посвятил изучению тех, кто одержим исключительно покупками, и утверждает, что процесс хождения за покупками может вызвать нечто вроде наркотической зависимости. По его словам, эта зависимость не менее серьезна, чем употребление героина или алкоголя, и также безжалостно разрушает личность.
К несчастью, говорит Элиот, близкие обычно не воспринимают их недуг серьезно. Мужья подшучивают над женами, которые, забросив дом и детей, бегают по магазинам. Друзья считают такое поведение обычной безалаберностью. Реальность же в том, что шопинг-наркоманы - больные люди и им необходима помощь врача. Как правило, они несчастливы в жизни, не умеют строить здоровые отношения, полны страхов. А хождение по магазинам отвлекает от насущных проблем и действует как анти-депрессант, представляя собой, по сути, социально приемлемую альтернативу наркотикам.
Две трети шопинг-наркоманов - женщины. Болезнь, как ни парадоксально, встречается даже в беднейших слоях общества. Бедные и богатые с одинаковым безрассудством сорят купюрами, получая удовольствие от самого акта покупки."Шопинг - мой самый большой порок. Я продолжаю делать покупки, даже если знаю, что у меня не хватит денег расплатиться", - признается известная британская певица Ванесса Вильямс.
Доктор Элиот установил, что шопинг-наркоманы делятся на несколько категорий.
"Прожорливые покупательницы". Эти просто сдвинуты на покупке еды в нарядных упаковках и страдающих обжорством. Увидев конфетки, шоколадку или печенье в симпатичной коробочке, они уже не способны смотреть на ценник. А в итоге - навсегда испорченная фигура и здоровье.
"Мстительные покупательницы". Тяжелый случай. Чаще всего это домохозяйки, чьи мужья успешно продвигаются по служебной лестнице. Делать деньги означает для них сохранить контроль над партнером. Комплексуя от недостатка мужского внимания, "мстительные покупательницы" пытаются хотя бы дикой тратой денег напомнить благоверным о своем существовании.
"Прирожденные покупательницы". Эти буквально упиваются собственным безупречным вкусом и самоутверждаются посредством покупок. Одна из пациенток доктора Элиота, 58-летняя Мэри, заявила следующее: "Подходя к магазину, я начинаю испытывать приятное волнение. Я обожаю людской гул и цветную рекламу. Я погружаюсь в атмосферу супермаркета и говорю себе: "Расслабься и кайфуй!"
Тем не менее, сами женщины, в том числе и ученые-психологи считают, что шопинг - это своеобразный заменитель секса. И между ними действительно много общего:
- И шопинг, и секс зависят от настроения. Скажем, если ты настроена спокойно и романтически, то, скорее всего, купишь себе что-нибудь мягкое и уютное вроде кашемирового джемпера (и заниматься любовью в таком настроении будешь медленно и нежно). А равноценной заменой страстному, буйному сексу может быть покупка безумных сапожек цвета замерзшего эльфа на 20-сантиметровой пружинной платформе.
- Многие женщины, одержимые жаждой покупок, признаются, что в момент покупки понравившейся вещи испытывают очень сильное эмоциональное возбуждение, по силе напоминающее сексуальное.
- В шопинге, как и в сексе, нужно сначала "разогреться".
Так же, как в сексе, это занимает определенное время. Нужно начать с какой-нибудь ерунды, например колготок, а потом процесс пойдет сам.
- Шопинг физически так же опустошает, как секс.
- Неосторожно купленная вещь - все равно, что секс без предохранения: может наплодить массу других покупок (скажем, ты влюбилась в сумку, а она ни к чему не подходят, и приходится покупать под нее юбку, джемпер, пальто и новую машину).
- Шопинг - тот редкий случай, когда женщина может понять всю глубину переживаний мужчины, у которого есть с сексом определенные проблемы. Это если вещь кричит вам: "Я вся твоя!", а у тебя нет на нее денег.
- Последствия шопинга такие же, как у секса в долгом браке, - купленная вещь и через много лет может вызывать самые нежные чувства, но нет уже прежней остроты ощущений.
- Неприятные моменты в шопинге и сексе тоже имеют немало общего. И там, и там не последнюю роль играет наше тело. А кому же оно нравится, свое тело? Так что мерить вещь, которая мала или не идет, - то же самое, что заниматься любовью совершенно не с тем, с кем надо, при свете дневной лампы. Ужасно. Но еще хуже, когда обнаруживаешь облом только дома. Полное ощущение, что тебя использовали: у них остались твои деньги, а у тебя нейлоновые брючки, в которых ты как баобаб. А еще эта стерва за прилавком клялась, что ты выглядишь в них куда лучше, чем раньше! Какая женщина не прошла через такие травмы?
- Шопинг для женщины - такой же инстинкт, как продолжение рода.- в шоппинге, как и в сексе наиболее притягательно то, что не разрешено или менее доступно: чем дороже купленная вещь и безрассуднее покупка, тем более она привлекательна. В сереньком дешевом магазине столько же интереса, сколько в опостылевшем любовнике, с которым вот уже год не решаешься разойтись, по-тому что любимую собаку не удается разрезать пополам.
- Шопинг через Интернет все равно, что секс по телефону.
Короче, шопинг может подменять секс, дополнять секс или инициировать секс. Эти два понятия подходят друг к другу, как клубника и взбитые сливки.
Конечно, первое - занятие интимное, второе - публичное. Но если и то, и другое делать правильно, ты как минимум на несколько часов превращаешься в другую женщину. Оба занятия могут придать жизненных сил, властности, уверенности в себе, изящества, блеска, шаловливости и безрассудства. Секс и магазины гораздо лучше, чем самые продвинутые антидепрессанты или, тем более, наркотики.