Подведены итоги пивоваренной отрасли в третьем квартале 2006 года
Данные третьего квартала 2006 года опровергли мнение о том, что темпы роста пивоваренной отрасли связаны с возникшими проблемами на алкогольном рынке. Союз Российских Пивоваров совместно с компанией "Бизнес-Аналитика" подготовил экономический обзор "Рынок пива по итогам третьего квартала 2006 года", он содержит анализ основных событий и тенденций рынка, а также оценку перспектив его развития.
По оценкам Союза Российских Пивоваров, прогноз роста производства пивоваренной отрасли по итогам 3-го квартала этого года составляет 6,7%. Первоначальный прогноз годовой динамики рынка в пределах 4-6% был вызван пессимистичными показателями отрасли в январе-феврале 2006 года. Вместе с тем, итоги третьего квартала отрасли не являются слишком неожиданными. Превышение ранее называвшихся показателей находится в пределах допустимых колебаний рынка, более того, большинство специалистов сходятся во мнении, что прогноз об умеренных темпах роста рынка по результатам года следует оставить без изменений.
Причинами более динамичного развития могут служить как объективные, так и субъективные факторы. Среди объективных следует отметить, прежде всего, наметившиеся изменение структуры потребления алкоголя в пользу пива и вина. К субъективным факторам можно отнести относительно жаркую погоду, установившуюся на большей территории юга России, что способствовало увеличению продаж продукции основных игроков пивоваренного рынка.
Результаты третьего квартала опровергают мнение о том, что темпы роста пивоваренной отрасли связаны с возникшими проблемами на алкогольном рынке. Как показывают данные розничных продаж, сегмент крепкого пива за период январь-июль 2006 года потерял 1%, а легкие сорта пива за этот же период увеличили свою долю на 0,6%. По мнению экспертов, "несмотря на то, что водку стали пить меньше, а пива больше, потребители переключались отнюдь не на крепкие сорта. Продажи всех сегментов пива по крепости увеличились равномерно".
Ведущие игроки
Основные участники - лидеры пивоваренного рынка - продолжают демонстрировать высокие результаты, опережающие темпы роста рынка. Для некоторых ведущих производителей текущий сезон проходил в условиях оut of stock - отсутствия продукции на складе, что, в свою очередь, являлось следствием нехватки производственных мощностей.
Для обеспечения своих потребностей в продукции в третьем квартале сразу три крупнейших пивоваренных компании объявили о расширении своих производственных мощностей. Пивоваренная компания "Балтика" объявила об утроении мощностей филиала "Балтика-Самара".
Президент компании "Балтика" Антон Артемьев на встрече с губернатором Самарской области Константином Титовым заявил об утроении производственных мощностей завода "Балтика-Самара". Встреча, на которой обсуждались планы развития компании и инвестиционный климат в регионе, проходила в администрации Самарской области. В результате между пивоваренной компанией "Балтика" и правительством Самарской области было заключено соответствующее соглашение.
Инвестиции в проект составят более $125 млн. После расширения завод будет производить более 6,5 млн. гл. пива в год и станет одним из самых крупных заводов в России.
Продолжая производство основных брэндов - "Балтика", "Самара", "Арсенальное", "Жигулевское", - на новых мощностях филиал начнет выпуск лицензионных сортов и других марок компании. Большая часть продукции завода, как и прежде, будет реализовываться на территории Поволжья.
Компания "САН Интербрю" начала строительство завода в Ангарске стоимостью 80 млн. евро. После завершения этого проекта пивоваренные мощности компании составят 2,2 млн. гектолитров пива в год.
Пивзавод "Волга", входящий в группу компаний Хайнекен в России, в 2007 году намерен увеличить объем производства пива почти в 3 раза. О расширении производственных мощностей объявил генеральный директор пивоваренной компании "Волга" Гия Месхи. Он отметил, что компания не намерена прекращать выпуск пива под местными марками "Русич" и "Окское». Реконструкция будет полностью завершена к 2008 году", - отметил он.
В компании также планируют почти вдвое увеличить мощности и на другой производственной площадке - "Сибирской пивоварне Хайнекен". Предполагается, что к 2007 г. объем производства на этом заводе вырастет до 12 млн. дал в год, о чем заявила директор по связям с общественностью группы Heineken в России Анна Мелешина. По ее словам, на эти цели в 2006 г. компания инвестирует 12 млн. евро.
Стратегии пивоваренного рынка
"С покупкой "Красного Востока" все изменилось, и Efes смог начать атаку на Восток".
Самое громкое поглощение последнего времени может дать второе рождение крупнейшему пивоваренному заводу Поволжья. Объем работ и изменений, которые уже сделаны в рамках модернизации завода "Красный Восток" и предстоящие планы руководства компании «Эфес» могут изменить соотношение сил на пивоваренном рынке.
Генеральный директор «Эфеса» Тугрул Агырбаш уверен, что завод "Красный Восток" и одноименный пивной брэнд позволят ему в полтора раза увеличить оборот компании. "До покупки "Красного Востока" нам остро не хватало производственных мощностей. Другой проблемой были высокие операционные затраты, связанные с дистрибуцией на востоке страны, где у нас не было своего производства. Но уже в следующем году за счет нового приобретения мы хотим занять 15% рынка вместо сегодняшних 9,7%", - говорит Агырбаш, комментируя происходящие на "Красном Востоке" изменения.
Несмотря на то, что сейчас предприятия "Красного Востока" до сих пор полностью не загружены, «Эфес» наращивает мощности завода в Новосибирске. После реконструкции он сможет производить 30 млн. дал пива в год вместо нынешних 15 млн.
Помимо этого, скоро произойдет завершение объединения "Балтики", "Пикры", "Вены" и "Ярпива". Этот проект, являющийся уникальным по своему размаху в рамках одной отрасли, с одной стороны, создал временные трудности и притормозил дальнейшее активное развитие предприятия (что отразилось на его текущих финансово-производственных показателях). Однако, с другой стороны, в итоге были созданы предпосылки для более устойчивого и конкурентоспособного развития концерна в ближайшем будущем: во 2-м квартале рост реализации пива объединенной компанией в РФ составил 8,5% при росте рынка в 8,7%.
Руководство компании однозначно определило сроки завершения процесса объединения. На октябрь текущего года назначено проведение трех совместных общих собраний акционеров, на которых участникам предстоит проголосовать за внесение в устав "Балтики" положений о правопреемстве каждой из трех присоединяемых компаний.
Свои позиции в Приволжском федеральном округе усиливает и "Очаково". Исполнился ровно год со дня открытия пивоваренного производства "Очаково" в Пензе, с пуском которого пензенский завод, рассчитанный на выпуск 26 млн. декалитров пива в год, увеличил производственные возможности компании в Приволжском федеральном округе. По данным агентства "Бизнес Аналитика", по итогам 2005 года доля компании "Очаково" на пивных рынках ключевых городов ПФО - Пензы и Самары - составлял 7,9 % и 6,3% соответственно.
Несмотря на замедление темпов роста производства, руководство компании фиксирует повышение доходности продаж продукции, что стало следствием внедрения в начале года новой ассортиментной и маркетинговой политики компании. "Очаково" отказалось от единой цены на всей территории страны, и ввела поясные коэффициенты. Таким образом, теперь стоимость напитка выстраивается не только на основе ценового позиционирования, но и с учетом отдаленности региона потребления от места производства.
Внешнеэкономическая деятельность компаний
Крупнейшие пивоваренные компании усиливают свои позиции на территории бывших советских республик. Лидером среди российских экспортеров пива является пивоваренная компания "Балтика", доля которой в экспорте российского пива превышает 70%. По итогам 1-го полугодия 2006 г., рост объема экспортных продаж компании составил 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Продажи "Очаково" на экспорт выросли на 18%. Второй по величине российский экспортер пива компания "Очаково" фиксирует рост экспортных продаж в денежном выражении. "Для нас важен рост именно финансовых показателей, - рассказывает Владимир Кочетов, директор по продажам компании "Очаково". - Это согласуется с нашей общей стратегией повышения прибыльности продаж в текущем году.
Если в 2005 году большую часть продаваемых напитков на экспорт составляли дисконтные марки (пиво "Ячменный колос", "Жигулевское" и т.д.), то теперь лидирует продукция среднеценового и премиального сегментов. Как отмечают менеджеры компании, среди всего спектра производимой на экспорт продукции локомотивом экспортных продаж является пиво, которое в общем объеме составляет 63,2%