![Сладкие посулы](/screenshots/pic_5482.jpg)
За год АвтоВАЗ подорожал вчетверо — ничего, кроме слухов и обещаний, не понадобилось
Как связаны производственные успехи компании и рост ее капитализации? “Рособоронэкспорт” уже год демонстрирует, что никак. На возглавляемом его представителями АвтоВАЗе очередной кризис перепроизводства. Иномарки наступают, “Жигули” дорожают, внятной программы развития нет. А стоимость АвтоВАЗа стремительно растет.
На прошлой неделе представители предприятия заявили, что “прорабатывают вопрос” о “раскольцовывании” своей структуры собственности. Завод, как известно, принадлежит самому себе. Три структуры, в которых у него контрольный пакет, — AVVA, ЦО АФК и Инвестиционно-финансовая компания — в сумме владеют 66,5% его голосующих акций. Говорят, схему в свое время придумал для защиты предприятия от недружественных поглощений Борис Березовский, создатель AVVA. АвтоВАЗ стал вещью в себе — его высший менеджмент фактически никем не контролируется.
Эту-то хитрую структуру и пообещал разрушить “Рособоронэкспорт”. Цель очевидна — за счет большей прозрачности сделаться привлекательнее для сторонних инвесторов. Схема разрушения “кольца” официально еще не опубликована, но уже понятна.
АвтоВАЗ присоединит к себе “дочек”, являющихся одновременно “матерями”, а свои акции, находящиеся в их собственности, погасит. В результате из нынешних акций АвтоВАЗа сохранится 33,5%, а для получения контроля над заводом хватит половины этого количества — 17%. Причем этот пакет уже скупила в интересах “Рособоронэкспорта” инвесткомпания “Тройка Диалог”.
Придумано здорово. А действительно ли все произойдет именно так? Кто его знает. Год назад казался решенным вопрос о $5 млрд госинвестиций — а их нет.
Все время, что “Рособоронэкспорт” находится у власти, события развиваются по такому же сценарию: интересные слухи плюс кадровые перестановки с лихвой компенсируют отсутствие производственных удач.
В октябре 2005 г. Владимир Каданников покинул пост председателя совета директоров, в декабре на завод пришла команда “Рособоронэкспорта”. Капитализация завода, до этого едва превышавшая $600 млн, 30 декабря 2005 г. перевалила за $1 млрд. В феврале 2006 г. новое руководство заявило, что ему обещаны инвестиции, — вскоре АвтоВАЗ стоил $1,9 млрд.
Теперь вот очередная радость — новость о “раскольцовке”. За год с небольшим цена завода с устаревшими моделями и неясными перспективами выросла больше чем вчетверо, до $2,7 млрд.
"Ведомости", SmartMoney