Российские банки с помощью услуги мобильного банкинга не только привлекают частных клиентов, но и делают более удобной работу своих постоянных клиентов. Но пока только 10% клиентов россйиских банков решаются совершить банковскую операцию через телефон. Поэтому пока подавляющее большинство банков предоставляет клиентам лишь SMS -информирование.
Мобильный банкинг является услугой, позволяющей пользователю совершать определенные банковские операции с помощью мобильного телефона (смартфона или КПК). Набор операций может варьироваться в зависимости от банка, предоставляющего эту услугу.
По сути, мобильным банкингом можно назвать систему управления банковским счетом при помощи средств мобильной связи. Возможности мобильного банкинга определяются как возможностями оборудования абонента (владельца счета), так и технической организацией данного процесса банком. В настоящее время данный сервис в большинстве своем имеет информационный характер. В то же время имеются разработки, позволяющие оперативно действительно управлять счетом.
Председатель правления Экстробанка Александр Колошенко рассказал порталу U-Volga, что теоретически мобильный банкинг - это комплекс банковских услуг, которые клиент может получить или осуществить по телефону - начиная от открытия депозита, покупки паев, и заканчивая минимальной услугой SMS-alert.
Практически, если говорить о России, пожалуй, нет банка, который уже реализовал этот комплекс услуг в полном объеме. Во-первых, нет спроса или точнее говоря, нет достаточного спроса, а во-вторых, потребуются некоторые изменения на законодательном и нормативном уровне, отметил Колошенко.
Если мы посмотрим на нынешний «банкинг» российских клиентов, то, как правило, это коммунальные платежи, зарплатная карта (которая зачастую используется только для снятия денег один или два раза в месяц), иногда ежемесячные платежи по кредиту. В странах с банковским сектором «с историей» - банкинг - это гораздо больше продуктов расчетного характера, как-то: оплата обучения, жилья, налоговые платежи, платежи в местные органы самоуправления.
Понятно, что при таком количестве платежей и расчетов, люди готовы упростить себе жизнь с помощью «мобильного банкинга».
Технологии этого сегмента развиваются очень быстро и каждая такая система в конкретном банке - это технология конкретного «временного среза», то есть с каждым годом появляется новая технология.
В России, по мнению банкиров, пока упрощать нечего - именно поэтому «мобильный банкинг» ограничивается SMS-оповещениями и информационным сервисом о последних операциях.
Во многих банках в том числе федерального уровня многие клиенты получая в пакете услуг доступ даже к более популярному интернет-банкингу в итоге его не активируют, просто не предпринимая усилий для его запуска. Очевидно, что это происходит из-за отсутствия интереса и самое главное - такой необходимости у клиента.
Член правления ЗАО «Райффайзенбанк», руководитель дирекции по обслуживанию частных лиц Роман Воробьев рассказал, что в их банке можно воспользоваться услугой SMS-банкинга, которая предусматривает представление актуальной информации о доступном балансе по карте, последних совершенных транзакциях, о контактных телефонах службы клиентской поддержки банка, об изменениях курсов валют банка или стоимости ПИФов под управлением УК «Райффайзен Капитал». С помощью этой же услуги можно заблокировать карту, в случае ее утери.
Начальник отдела управления мобильным банком Альфа-Банка Андрей Алексахин рассказал, что их банк предоставляет два вида услуг, относящихся к мобильному банкингу. Это sms-банкинг «Альфа-Чек» (информирование клиентов об осуществленных операциях, сумме и сроке предстоящего платежа по кредиту, платеж за мобильный телефон путем отправки sms-сообщения) и java-банкинг «Альфа-Мобайл» (платежи за мобильную связь и интернет, переводы между своими счетами, конвертация, платежи с помощью шаблонов, созданных в интернет-банке «Альфа-Клик» - платежи в другие банки и другому клиенту Альфа-Банка, оплата коммунальных услуг, оплата паев и т.п.).К услуге «Альфа-Чек» подключено около трети карт, эмитированных Альфа-Банком. К услуге «Альфа-Мобайл» - около 20 тыс. клиентов.
Аудитория услуги мобильного банкинга, по мнению Александра Колошенко, в основной своей массе это банковские клиенты от 25 до 45 лет. Безусловно, есть люди, которые старше или моложе, но для России это, скорее, редкость. Очень мало клиентов предпенсионного и даже среднего возраста, готовых совершать банковские операции по звонку. Для многих клиентов общение с банком - это обязательно личный контакт с представителем банка, поэтому максимум, на что сегодняшний клиент готов идти - это услуга SMS-оповещения. Этот продукт есть у большинства банков работающих с физ. лицами и на него практически все сразу подписываются, отмечает банкир.
Заместитель начальника департамента маркетинга и банковских продуктов Русского Банка Развития Сергей Сергеев рассказал, что статистически услуга мобильного банка мало востребована. Хотя интенсивно продвигать данный сервис вполне возможно - на фоне деятельности по продвижению может сложиться впечатление о востребованности сервиса. Если же количество счетов тем или иным образом «подключенных» к данному сервису сотнести с общим количеством счетов, получится ничтожно малая величина. Исключение составляет услуга SMS-информирования об операциях по пластиковым картам, отметил Сергеев.
Сергей Сергеев считает перспективы мобильного банкинга в России весьма призрачными, чего не скажешь об Интернет-технологиях, которые сегодня более функциональны и развиваются весьма быстро. Использование же конкретного устройства для передачи того или иного вида информации - не принципиально. Если банковская информация обращается в сети Интернет при помощи мобильного телефона, становится ли данная услуга мобильным банкингом? По мнению Сергеева - нет. Обращение же банковской информации в мобильных сетях потребует всех тех же формальных шагов, которые уже ранее прошли разработчики систем Интернет-банкинга.
У Воробьева несколько иная позиция. Он считает, что перспективы развития мобильного банкинга выглядят весьма многообещающе. Помимо бесспорного удобства мобильного банкинга, здесь надо учитывать обстоятельство, что мобильный телефон рассматривается людьми как модный аксессуар и необходимое средство общения. Расширение его функционала за счет мобильного банкинга должно привести к еще большей популяризации как этого вида банковского обслуживания так и устройств с этой функцией.
Несмотря на призрачные перспективы, мобильный банкинг в России развивается весьма активно, считает Андрей Алексахин, но пока преимущественно развиваются системы именно SMS-банкинга. Главным образом это информирование клиентов об осуществленных операциях. Конечно, полноценным банкингом назвать это нельзя.
В последнее время, однако, отмечается развитие таких систем мобильного банкинга, которые позволяют осуществлять различные операции (платежи, переводы и т.п.). Именно этот вид мобильного банкинга и будет развиваться в дальнейшем. И, конечно, «первую скрипку» в развитии мобильного банкинга будут играть именно банки - ведь именно в банках клиенты держат свои деньги.