Кинотеатры все чаще открываются в торговых центрах
Торговые центры уже не ограничиваются только лишь наличием на своей территории различных магазинов. Как правило, сегодня они предлагают широкий спектр развлечений: начиная от залов с игровыми автоматами и ледовыми катками и заканчивая кинотеатрами.
По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, к удачным проектам мультиплексов в Самаре сегодня можно отнести проекты, реализованные в Мегакомплексе «Московский» и в «Парк Хаусе».
Развитие кинорынка зависит от нескольких факторов - это и репертуарная политика, и доходы населения, и привязка кинотеатров к удобным и доступным местам. Но этот рынок в итоге конечен - аудитория все же ограничена и количеством населения и уровнем доходов. Кроме того, рынок уже достаточно насыщен, поэтому бурный рост будет грозить перенасыщением и убыточностью бизнеса.
По данным ИК «Финам», если в Москве срок окупаемости в среднем составляет 5-6 лет, то в регионах он значительно больше - достигает порядка 10 лет. Окупаемость обусловлена меньшим, чем в столице количеством людей в регионах, местами расположения кинотеатров и прочими факторами.
Стоимость входа на рынок зависит от конкретных планов и стратегий компании, и от региона - здесь суммы могут начинаться от $10 млн. и выше. Рентабельность проекта отдельного комплекса зависит от степени востребованности такого проекта, среднего уровня доходов населения, месторасположения, сопутствующих развлечений и других факторов. Поэтому в Самаре срок окупаемость может быть ближе к московскому.
Рынок еще может принять нескольких игроков, полагают участники рынка, поэтому конкуренция возможна и с сильными игроками, например в «Космопорте». В перспективе, после насыщения рынка, кинопрокат пойдет, скорее всего, по пути специализации на определенной аудитории, как это уже происходит в Москве. Такой выраженной специализацией обладает, например, «Ракурс». Пытается нащупать свою нишу и «Художественный», хотя ему сложно будет сохранить это без поддержки областного правительства.
Но и у остальных кинотеатров могут найтись свои ниши. Большое влияние в этом плане окажут новые технологии кинопроката, т.е. возможно появление кинотеатров, которые будут специализироваться на высокотехнологичных показах (например, с развитием цифры и 3D). А вот последующее открытие мультиплексов стоит ожидать только параллельно со строительством новых ТРК, так как открытие самостоятельного кинотеатра в условиях насыщенности рынка и дефицита площадей в городе маловероятно.
Востребованность кинокомплексов в торговых центрах в первую очередь, связана с высокой проходимостью людей в подобных местах. Как правило, торговые центры многие жители города используют в качестве места проведения своего досуга. Исходя из высокой проходимости, в торговых центрах наблюдаются высокие цены на аренду. В результате это сказывается на стоимости билетов в кинотеатр. Однако это не мешает собственникам кинотеатров в регионах обеспечить практически полную наполняемость залов.
Президент киноклуба «Ракурс», директор самарского облкинопроката, директор областного центра Российской кинематографии Михаил Куперберг рассказал порталу U-Volga, что в последнее время кино в Самаре стало частью индустрии развлечений, а не «важнейшим искусством». Тенденция такова, что мультиплексы затмевают однозальные кинотеатры, превращая ритуал похода в кино в нечто маргинальное.
Аналитики оценивают рост российского регионального рынка кинопроката примерно в 25-30%, рост рынка в Самаре - около 7-10%. Объем самарского рынка кинопроката в 2007 году составил около $20 млн. При этом самарский рынок уже достаточно развит по сравнению с другими регионами - здесь на 100 тысяч человек приходится 2 зала, что считается высоким показателем - в Москве на 100 тысяч человек приходится около 3,5 зала. Поэтому вряд ли для Самары актуален ввод в строй еще более чем 2-3 кинотеатров, считают эксперты. «В перспективе до 2015 года я вижу еще 4-5 мультиплексов, но пока речь идет только о наращивании объема мест и количества залов, технологических усовершенствованиях и дополнительных услугах в виде кока-колы и поп-корна», - говорит начальник департамента аналитики «Молл Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Денис Федоров, специально для U-Volga