«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Храм Христа Спасителя устоит?

В связи с трагедией на Бауманском (Басманном) рынке г. Москвы мы задались вопросом: а все ли гладко в строительной сфере Самары? В последнее время мы почти ежедневно видим протестующих самарских дольщиков, обманутых недобросовестными строительными компаниями. Но если застройщики обманывают людей в одном, где основания верить, что они честны во все остальном?

Качество строительства регулируется многочисленными стандартами и техническими условиями, но соблюдаются ли они скрупулезно всеми строительными организациями? А ведь цена малейшего отступления от правил в строительстве может быть непомерно большой, как убеждают нас трагические примеры "Трансвааля" и Басманного рынка.

Ведь и в Самаре мы помним несколько инцидентов, к счастью, обошедшихся без жертв: обрушение половины стены жилого дома по ул. Революционной (застройщик - "Дон-Строй"), а также угроза обрушения дома № 42 по ул. Ново-Садовой из-за несоблюдения технологии при близком строительстве элитного жилого комплекса "Ладья" (застройщик - ЗАО "Волгатрансстрой").

В поисках ответа на волнующие нас вопросы мы обратились к экспертам в сфере архитектуры и строительства. На условиях анонимности они дали следующий комментарий. Трагедия в Москве связана, скорее всего с применением технологии предварительно напряженных железобетонных конструкций, когда требуется не только точнейший конструкторский расчет при строительстве, но и строгое соблюдение правил эксплуатации строения, так как минимальный дисбаланс в "равновесии" кровли, тяжесть которой должна распределяться на все опоры равномерно, может привести к "схлопыванию" всей конструкции. Очевидно, вогнутая форма крыши Басманного рынка и дополнительная снежная нагрузка привели к нарушению равновесия, вследствие чего вся конструкция, в которой конструктивно не применяются перекрытия крыши, просто сложилась.

Можно отметить, что именно такие инциденты, как в Москве, не угрожают Самаре, так как технологии с использованием предварительно напряженных железобетонных конструкций в нашем городе не применяются. Кстати, и храму Христа Спасителя в Москве, который проектировал также Нодар Канчели, никакие неприятности не угрожают, т.к. там использована другая технология строительства.

У самарского зодчества свои особенности. Так, самарские почвы не отличаются высокой плотностью из-за подпочвенных вод. Поэтому, например, строительство зданий выше 12 этажей сочетается с высокой долей риска и требует точнейшего соблюдения технологий, а здания выше 24 этажей вообще недопустимы к строительству в Самаре. В изобилии присутствуют под самарской землей и карстовые пустоты. При неверном выборе места для строительства здание может попросту провалиться сквозь землю.

Но главная беда строительства в Самаре - постоянное несоблюдение технологий. Это касается и применяемых строительных материалов, на которых стараются сэкономить все застройщики, и собственно технологии строительства. Наиболее часто встречающиеся нарушения - использование низкосортного дешевого кирпича, строительного раствора, некачественное заполнение швов...

Например, использование произведенного не по технологии кирпича может привести как к ухудшению морозоустойчивости конструкции, так и к более серьезным последствиям в виде обрушения фрагментов зданий.

Очень часто встречаются нарушения, связанные с начальной стадией строительства. Так, летом 2004 г. при углублении котлована под фундамент одного из задний жилого комплекса "Ладья" стенки ямы, не укрепленные должным образом, из-за обильных дождей "поползли", начались подвижки грунта. Вследствие этого в крайнем подъезде стоящего рядом многоквартирного кирпичного дома появились трещины, подъезд стал "отваливаться". Застройщик "Ладьи" не стал отрицать свою вину и устранил нарушения. Однако, что было бы, если бы жильцы дома не забили тревогу во время? А ведь застройщик обязан предусмотреть все возможные опасности, иначе недалеко до трагедии...

Конечно, в Самаре, как и в любом другом городе, действуют многочисленные государственные и муниципальные структуры, призванные контролировать строительную сферу. Именно в их обязанности входит проверять соблюдение технологий строительства, проводить при необходимости экспертизу используемых строительных материалов, следить за соблюдением прав третьих лиц (например, жильцов окружающих стройплощадку домов). На деле же, эксперты определили деятельность таких органов как полностью коррумпированную. Любое разрешение, в региональном ли отделе федеральной структуры, в муниципальной ли, можно получить легко и непринужденно, за определенную сумму в валюте (а иногда и  в рублях).

В целом картина складывается скорее удручающая, чем обнадеживающая. Все самарские строительные компании очень зависимы от чиновников. На всех стадиях строительства, начиная с отвода земли, они вынуждены "договариваться". Естественно, это ведет к увеличению общих затрат. В попытках снизить себестоимость строительства, застройщики экономят на строительных материалах, квалифицированной рабочей силе. Ведь надо как-то компенсировать непроизводительные затраты, иначе - разорение. Как результат - страдает конечный потребитель, вынужденный вкладывать в ремонт свежепостроенного жилья суммы, эквивалентные его стоимости. Более того, значительно увеличивается риск техногенных катастроф. Таким образом непомерные личные аппетиты распоясавшихся чиновников способствуют расцвету в Самаре именно некачественного строительства. А тут и  до беды недалеко.

Борис Сергеев

Комментарии
Ваше имя:
Введите код: