«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Рискуешь остаться в твердой памяти

Что высветила катастрофа A-310 в Иркутске
Владимир Гундаров


Тринадцатого июля специалисты Министерства транспорта Российской Федерации приступили к проверке авиапарка "Сибири" в связи с участившимися авариями на самолетах этой авиакомпании. Начиная с минувшего воскресенья их уже три. Аэробус А-310 потерпел катастрофу в аэропорту Иркутска. Второй аэробус, совершавший чартерный рейс Анталия - Москва, из-за отказа двигателя произвел экстренную посадку в аэропорту Симферополя. Командир третьего А-310, выполнявшего рейс Москва - Иркутск, за час до плановой посадки передал на землю, что в кабине воздушного судна началась разгерметизация. Экипажу удалось устранить неисправность и благополучно посадить самолет в аэропорту назначения.

Следователи Генеральной прокуратуры еще не озвучили причин гибели "борта 788". В числе версий трагедии по-прежнему остаются техническая неисправность судна, плохие метеоусловия и человеческий фактор. Хотя последняя, судя по особому вниманию Минтранса к авиакомпании "Сибирь", наверное, будет превалировать. В конце концов, мелкий камешек на полосе, недокрученную гайку в лючке или многолетнюю череду реорганизаций в структурах Федерального агентства воздушного транспорта - все можно свести к пресловутому человеческому фактору.

Катастрофа лайнера А-310 в Иркутске, как всегда при таких трагедиях, заставила вспомнить: сколько, где и когда у нас разбилось или аварийно приземлилось самолетов. Увы, таких случаев немало. Если рассказывать в СМИ еще и про все летные происшествия, то многие граждане наверняка откажутся от воздушных путешествий. Только за первый квартал этого года, согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), с гражданскими воздушными судами произошло 2 авиапроисшествия (оба - катастрофы с гибелью 6 человек), 178 инцидентов и 20 повреждений воздушных судов на земле. Для сравнения: за аналогичный период 2005 года произошло 3 авиационных происшествия (в том числе 2 катастрофы с гибелью 37 человек), 189 инцидентов и 15 повреждений на земле. То есть в среднем 2,2 - 2,3 происшествия ежесуточно! О причинах крупных катастроф с большим числом жертв представители Минтранса вынуждены рассказывать. А вот сведения о летных происшествиях чаще всего скрыты от общества. Между тем эта информация крайне необходима для системного подхода в предупреждении трагических случайностей, каждая из которых тем не менее имеет свои логические причины.

Набившая оскомину советская реклама: "Летайте самолетами Аэрофлота" была сущим издевательством над потребителем, но никто даже не задумывался: разве у сотен людей, мающихся в очередях у авиакасс, был иной выбор? Сегодня он, казалось бы, имеется. Рекламные щиты крупнейших российских и зарубежных авиакомпаний красочно расписывают прелести авиапутешествий с ними. Но осознанного выбора авиакомпании у человека как не было, так и нет.

Увы, мы смирились с недобросовестной рекламой на многие товары и услуги. В том числе и на такую услугу, как воздушные перевозки. А ведь по российскому закону потребитель, то есть пассажир, должен знать, что он потребляет. И долг Федерального агентства воздушного транспорта как элемента государственного контроля на рынке авиаперевозок состоит в том, чтобы информировать потребителя: что представляет собой та или иная авиакомпания. Пассажирам необходим доступный источник сведений, в котором была бы представлена исчерпывающая информация о каждой авиакомпании: что она собой представляет и сколько имеет предпосылок к авиационным происшествиям.

Но думаю, найдется немало противников этой идеи, рассуждающих подобно чеховскому герою: как бы чего не вышло. И замалчивается очень важная для пассажира информация. По той же авиакомпании "Сибирь". О ней почти ничего не сообщалось до катастрофы А-310. В этой связи становится актуальным мнение бывшего гендиректора ОАО "Авиационные линии Кубани" Ивана Бабичева. Наш разговор с ним состоялся три года назад в аэропорту Краснодара, а кажется - мы общались сегодня.

- Взять хотя бы "Сибирь", о ней никто ничего не говорит, - делился наболевшим Иван Романович. - Чуть не угробили самолет, а вину сложили на нас и теперь с нами судятся. А экипаж, который допустил ошибку, наградили. Вот что деньги делают! В другой раз взлетает "Сибирь" и неожиданно прекращает взлет уже после рубежа. Самолет оторвался от полосы, а в этот момент второй пилот убрал газ. Чуть не разбили лайнер, выкатились за полосу.

Разбираемся с экипажем: почему прекратили взлет? Никто не может назвать причину. Второму пилоту что-то показалось - он и убрал газ. Когда проверили, то были обескуражены: какой низкий уровень организации летной работы, как много у них вынужденных посадок. У Ту-204 с проверяющим на борту двигатели остановились из-за нехватки топлива. Он заходил в Новосибирске. Ветер превышал один метр боковой составляющей. И пилот не сел, а полетел в Омск, зная, что ему не хватит керосина. И еще в воздухе у него остановились двигатели. Они чудом сели. Ну а если бы не долетели? Убили бы людей, которых везли из Франкфурта, и себя. Пресса же расписала, что летчики проявили мастерство. Да не мастерство это, а чудо! И все думают, что "Сибирь" - надежная авиакомпания. А она в погоне за наживой идет на все. Когда я посмотрел профессиональный уровень летного состава, то ужаснулся. Пассажиру все это расскажи сейчас - полетит он "Сибирью"?

Одним словом, граждане должны знать, кому они доверяют свои жизни, и сами делать выводы. Ведь есть авиакомпании, которые экономят на всем, даже на поддержании воздушных судов в эксплуатационном состоянии. В этой ситуации долг государства - заставить авиакомпании честно рассказывать о безопасности полетов. К сожалению, мало кто сейчас готов к открытому диалогу с пассажиром.

Владимир Гундаров, Мосоковские новости

Комментарии
Ваше имя:
Введите код: