«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Выгодные инвестиции - кафе на набережной

Некоторые люди не доверяют акциям, облигациями, ПИФам или другим финансовым инструментам, предпочитая вкладывать накопленные личные деньги в собственный малый бизнес. Считается, что летнее кафе на набережной – один из самых популярных вариантов инвестиций. United Volga выясняет, насколько надежны и выгодны эти вложения…

Летнее кафе – это барная стойка и большой тент, под которым располагаются отдыхающие. На самарской набережной таких местечек около 60. Здесь можно поесть со средним чеком в 300 рублей, или просто посидеть на свежем воздухе, наслаждаясь видом на Волгу и каким-нибудь коктейлем. Меню, помимо прохладительных напитков, алкоголя, чипсов, мороженного и шоколада, нередко включает шашлыки, шаурму и прочие блюда, приготовляемые при посетителях на открытом огне. Некоторые кафе вводят ресторанное меню и обслуживание.

Создание такого бизнеса сегодня представляет собой отработанную до мелочей процедуру. Все оборудование: тент, мебель, посуду и даже холодильники владельцу кафе в рекламных целях бесплатно предоставляет компания–поставщик напитков, например, «Пепси» или Sun Interbrew. Она же задает розничные цены на свою продукцию.

Таким образом, бизнес – план проекта почти всегда готов заранее, и владелец кафе может внести в него лишь незначительные изменения. Основная задача руководителя – заключить договоры с поставщиками услуг, найти надежных сотрудников, постоянно контролировать их работу. Впрочем, более творческий руководитель постарается придумать «изюминку», которая бы удивила отдыхающих и заставила выбрать его кафе среди десятков конкурентов.

Стоимость и рентабельность

Кафе появляется в начале мая и закрывается в конце сентября. Сезон работы на самарской набережной, по оценкам участников рынка, требует 700 тысяч – 1 млн рублей стартового капитала (см. прикрепленный файл).

Большая часть этой суммы уходит муниципальным и государственным структурам, которые отвечают за уборку набережной, вывоз мусора, зеленые насаждения, аренду земли, санитарно-эпидемиологическую и пожарную безопасность (см. таблицу в конце статьи). Около 140 тысяч рублей "съедает" энергоснабжение (микроволновые печи, электрофритюрницы, свет и музыка) и охрана кафе. Наконец, 25% стартового капитала – это производственные траты:  минимальный запас продуктов и напитков, первый месяц зарплаты сотрудников: бармена, официантов, повара и уборщиц.

Доход от сезона работы кафе всегда разный и зависит от многих факторов. По оценкам участников рынка, максимум, что можно получить за 5 месяцев - 200 – 300 тысяч рублей прибыли. И наоборот, не очень удачный сезон может вылиться в 100 тысяч чистого убытка.

По мнению владельца одного из кафе, Сергея Волкова, коммерческий успех торговли определяется рядом составляющих. Во-первых, это естественные факторы, например, погода, расстояние до воды, наличие вида на Волгу. Кафе располагаются на небольшом расстоянии друг от друга, и отдыхающие всегда имеют возможность выбрать самые лучшие условия.

Второй фактор, влияющий на прибыль кафе - выбор товара и стратегии торговли. По условиям договора с поставщиком оборудования, можно торговать продукцией только этой компании; в середине сезона сменить, к примеру, «Балтику» на «Пепси» проблематично. Кроме того, нужно придумать какую-либо особенность в меню, которая выделит кафе среди конкурентов и позволит ему занять свою нишу при любых условиях. Достаточный опыт в выборе продукции приобретается за три года работы, считает Сергей Волков.

Третий, и, наверное, самый главный момент – бесперебойная работа кафе, готовность руководства и персонала к форс-мажорным обстоятельствам. 

Риски

По оценкам Сергея Волкова, большинство новичков на набережной свои первые 1-3 сезона заканчивают с убытками. Причин этого несколько.

Новому человеку тяжелее с поставщиками услуг. С него организации потребуют 100% предоплаты, а людям, которые зарекомендовали себя, могут предоставить кредит. Вынужденный работать по принципу «утром – деньги, вечером – стулья» владелец кафе берет кредит около 500 тысяч рублей, тем самым увеличивая риски бизнеса.

Впрочем, главный фактор риска – человеческий фактор, обман со стороны сотрудников. Уходя вечером и оставляя человека «со стороны» один на один с товаром общей стоимостью в 100 тысяч рублей, владелец может проснуться утром и обнаружить, что у него пустой бар, а документы, по которым люди устраивались на работу – поддельные. Бармен может не пробивать некоторые чеки, завышать цены на товары в отсутствие руководства. Штрафы за проступки персонала накладываются на юридическое лицо, в итоге на владельца кафе, и составляют обычно около 40 тысяч рублей. Юридических механизмов для контроля ситуации немного, чаще всего с сотрудниками заключают договор, в который входит пункт о материальной ответственности. Со временем, владелец кафе составляет более–менее надежную команду из 5-6 постоянных официантов, поваров, продавцов, но и их работа требует контроля.

Нельзя оставлять без внимания и ситуацию вокруг кафе. Набережная – это среда не только конкурентная, но и криминализованная. В кафе «Пит-Стоп» отмечают, что иногда не хватает милиционеров, чтобы справиться со всеми отдыхающими «навеселе». Ближе к Волжскому спуску обстановку осложняет молодежь, которая приходит с пятилитровыми канистрами пива из пункта розлива «На Дне». Тем не менее, в целом ситуация намного спокойнее, чем 3-4 года назад, когда на набережной не горел ни один фонарь, и создавались целые разбойные группы, нападавшие на прохожих в промежутке между кафе и припаркованными на обочине машинами.

Итог

Создание летнего кафе на набережной требует около 700 тысяч рублей и «запаса прочности» инвестора -  чтобы перенести возможные неудачи первых лет. Опытные люди, имеющие достаточные средства, при хорошей погоде и удобном участке земли, способны получить прибыль до 200-300 тысяч рублей за 5 месяцев, что эквивалентно 68,5% – 102,8% годовых. При неблагоприятном стечении обстоятельств, например, регулярной дождливой погоде, возможны убытки в 100 тысяч рублей и более. Участники рынка оценивают бизнес как выгодный, но «довольно рискованный и нервный».

Комментарии
Ваше имя:
Введите код: