«Досье»
Спец проект United Volga - досье на всех известных личностей
Рубрика «Интервью»
Корреспонденты UV общаются с главными действующими лицами сегодняшних новостей
Коротко: Ситуация на рынке труда Самары
Самарская область. Уровень жизни

Самарская область по индексу человеческого развития, рассчитанному ПРООН, сохраняет 7 место среди 89 субъектов Российской Федерации


Основные индикаторы уровня жизни населения области





Величины потребительских бюджетов
в среднем на душу населения, рублей


 

II квартал 2005 года

Справочно:
II квартал 2004 года

Бюджет прожиточного минимума

3085

2570

Минимальный потребительский бюджет*

7277

6241

Бюджет высокого достатка*

27815

24136

* - рассчитываются ежеквартально министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Минимальный потребительский бюджет - показатель состава и структуры потребления материальных благ и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных материальных и духовных потребностей человека. В отличие от прожиточного минимума включает более рациональный набор продуктов питания и более широкий набор услуг, а также предусматривает меньшие сроки службы непродовольственных товаров.
Бюджет высокого достатка - показатель состава и структуры потребления материальных благ и услуг, обеспечивающий полное удовлетворение обоснованных физиологических, духовных и социальных потребностей человека.

 

               Денежные доходы населения
В I полугодии т.г. продолжилась тенденция роста денежных доходов населения - на 26,7% в номинальном и 11,8% в реальном выражении. Среднемесячные денежные доходы на душу населения превысили среднероссийский показатель на 13% и достигли 7890 рублей. По данному показателю область занимает первое место среди регионов Приволжского федерального округа.
Среднедушевые денежные доходы в регионах ПФО в процентах от величины среднедушевых денежных доходов в Самарской области**


Среднемесячная начисленная заработная плата одного занятого в экономике области сложилась на уровне 7133 рубля и росла более медленными темпами, чем денежные доходы, - на 19,4% в номинальном и на 5,4% в реальном выражении.

Распределение заработной платы по видам экономической деятельности (с учетом субъектов малого предпринимательства) в I полугодии 2005 года



 


На предприятиях и организациях практически всех видов деятельности (кроме сельского хозяйства и рыболовства) средняя заработная плата превышала прожиточный минимум трудоспособного человека (3433 рублей за II квартал т.г.), по отдельным видам деятельности – минимальный потребительский бюджет (8015 рублей).
Заработная плата работников учреждений сферы здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения, финансируемых из областного бюджета, увеличена с 01.01.2005 на 20%. Кроме того, в целях усиления социальной защищённости работников учреждений бюджетной сферы Самарской области постановлением Губернатора области повышены установленные с 01.01.2004 доплаты к тарифным ставкам (окладам) с 1 по 9 разряд Единой тарифной сетки (в настоящее время они составляют от 480 до 72 рублей).
Повышению уровня жизни работников внебюджетных организаций способствует развитие институтов социального партнерства через заключение трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, тарифных соглашений и коллективных договоров. За I полугодие т.г. зарегистрировано 636 коллективных договоров (за I полугодие 2004 г. – 539 договоров). В настоящее время разрабатывается проект областного трехстороннего соглашения о регулировании социально-трудовых отношений на 2006-2008 гг. Всем участникам Соглашения предложено при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров организации включать в них расширенные социальные гарантии и льготы работникам по сравнению с действующим Трудовым кодексом РФ.
По данным мониторинга социально-трудовой сферы промышленности, ежегодно проводимого Правительством Самарской области, основными видами социальной поддержки, оказываемой работникам предприятий, являются: предоставление помощи в случае смерти близких, меры по укреплению здоровья работающих, оплата проезда к месту работы, организация льготного общественного питания, помощь в строительстве или приобретении жилья, оплата услуг детских дошкольных учреждений и т.д. Необходимо отметить, что обязательства, принятые на себя сторонами социального партнерства, исполняются не в полной мере - четвертая часть внебюджетных организаций не выполняет пункт 3.9 областного трехстороннего Соглашения по доведению минимальной заработной платы в 2005 году до 100% величины прожиточного минимума. В связи с этим, приоритетным направлением деятельности Правительства Самарской области остаётся создание условий для дальнейшего развития системы социального партнерства в Самарской области, прежде всего на уровне организаций, с тем, чтобы способствовать повышению роли индивидуальных и коллективных договоров в увеличении оплаты труда.
Средний размер назначенных пенсий в номинальном выражении на 1 августа 2005 года составил 2463 рубля или 101,3% к величине прожиточного минимума пенсионера, установленного за II квартал т.г., а их реальное содержание по сравнению с аналогичной датой 2004 г. возросло на 10,6%. Почти 40% от общего числа пенсионеров продолжают получать пенсию ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
В области традиционно реализуются Мероприятия по социальной поддержке малоимущих граждан и отдельных категорий населения (в I полугодии т.г. профинансированы в пределах предусмотренных ассигнований - 108,6 млн. рублей). Кроме того, Правительство области взяло дополнительные финансовые обязательства по социальной поддержке населения - осуществляются денежные выплаты: малообеспеченным семьям с детьми (выделено 217 млн. рублей); отдельным категориям граждан за особые заслуги (123,3 млн. рублей); инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий (3,8 млн. рублей).
В целях институционального обеспечения реализации переданных в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004122-ФЗ на региональный уровень государственных полномочий в сфере социальной поддержки и социального обеспечения принято свыше 50 законодательных и иных нормативных правовых актов. В основу разработки региональных нормативных правовых актов положен принцип неухудшения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан при замене натуральных льгот денежными выплатами. Размеры ежемесячных денежных выплат льготникам, отнесенным по финансированию к региональному уровню ответственности, сегодня самые высокие в ПФО. Региональным льготополучателям в «натуральной» форме сохранены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарственному обеспечению, зубопротезированию, обеспечению протезами и протезно-ортопедическими изделиями, реабилитированным лицам – установке квартирного телефона.

Денежные расходы населения


1 – покупка товаров;
2 – оплата услуг;
3 – обязательные платежи и разнообразные взносы;
4 – прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
5 – расходы на покупку недвижимости;
6 – расходы на приобретение иностранной валюты;
7 – изменение задолженности по кредитам;
8 – изменение остатка средств на счетах физических лиц-предпринимателей.

Денежные расходы населения за I полугодие т.г. превысили общий объем денежных доходов на 2,6 млрд. рублей. Среднедушевые денежные расходы населения составили 8026 рублей (124,2% к соответствующему периоду 2004г.).
Изменения в структуре денежных расходов населения по сравнению с I полугодием 2004г. незначительны:
Повысилась доля расходов на покупку товаров и оплату услуг до 83,6%. Cреднемесячные потребительские расходы в расчете на душу населения сложились в размере 6710 рублей (124,8% к соответствующему периоду 2004 года). Увеличены объемы денежных средств, направленных: во вклады в денежно-кредитные учреждения (132% к уровню января-июня 2004 года), на покупку ценных бумаг (111,5%), на приобретение недвижимости (146,3%) и иностранной валюты (115,5%). Остатки рублевых вкладов населения в финансово-кредитных учреждениях на 01.07.2005 составили 14,4 тыс. рублей на душу населения, что в 1,3 раза больше, чем на аналогичную дату предыдущего года.


Динамика сбережений и расходов на приобретение иностранной валюты населением области в I полугодии 2004-2005 гг. (млн. рублей)


Потребительский рынок


Позитивная динамика реальных денежных доходов населения, оптимизация торговых процессов, расширение практики потребительского кредитования являются основными предпосылками роста спроса на рынке товаров и услуг.
В I полугодии 2005г. объем потребительских кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился по сравнению с I полугодием прошлого года в 1,5 раз и составил 19,4 млрд. рублей. Оборот розничной торговли в физическом объеме вырос на 8,5% (в РФ – на 11,3%) и сложился в сумме 100,8 млрд. рублей. По обороту розничной торговли на душу населения в область сохранила 1 место в ПФО и заняла 3 место в рейтинге регионов РФ.
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами в физическом объеме относительно соответствующего периода 2004г. увеличился на 4,0%, продовольственными – на 14,7%, в т.ч. алкогольными напитками и пивом – на 18,5%. За исключением мяса (при этом, продажа мяса птицы увеличилась), рыбной продукции, картофеля и овощей, выросли объемы продаж всех остальных продовольственных товаров, отслеживаемых органами государственной статистики.
В группе непродовольственных товаров заметно увеличились объемы продаж товаров длительного пользования: стиральных машин (в 1,8 раза); холодильников, мебели (в 1,3 раза); телевизоров, телефонов (в 1,2 раза); персональных ЭВМ (в 2,5 раза), продажа легковых автомобилей - на 2,2%. Динамично развивается сектор общественного питания. В первом полугодии текущего года оборот общественного питания по сравнению с первым полугодием прошлого года вырос на 16,4% (РФ – 14,4%) и составил 4,1 млрд. рублей.
По мере увеличения покупательной способности доходов населения растет спрос на рынке потребительских услуг. Доля платных услуг в потребительских расходах населения составила 18,6% против 17,9% в аналогичном периоде прошлого года. Объем платных услуг населению увеличился в физическом объеме на 8,5% (в РФ – на 6,0%) и составил 24,3 млрд. рублей. По объему платных услуг на душу населения область сохранила первое место в ПФО и заняла 14 место в РФ.
Отмечается повышение спроса населения на бытовые услуги, в том числе на техобслуживание и ремонт транспортных средств, химчистку и крашение, ремонт и строительство жилья. Особо следует отметить возросший спрос жителей области на рынке туристских услуг, где темп роста составил 123,7% (в I полугодии 2004г. – 103,7%), превысив общероссийский на 2,8 п.п. Опережающими темпами по сравнению со среднероссийскими растет спрос на услуги в области физической культуры и спорта, в сфере образования и медицины.


 

Объем платных услуг населению на 76,9% формировался крупными и средними организациями (в январе-июне 2004г. на 74,7%). Физическими лицами и некорпоративными предприятиями оказано 16,3% от общего объема платных услуг населению (17,5%). Объемы услуг, оказываемых в частном секторе экономики, в основном представлены услугами, выполняемыми физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Увеличилась доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг - 53,3% против 50,9% в I полугодии 2004 г. Индивидуальные предприниматели освоили практически все виды бытовых услуг, за исключением услуг бань и душевых, услуг по прокату, которые предоставляются организациями.
Ключевым фактором, оказывающим влияние на спрос населения на платные услуги, по-прежнему остается фактор цен.

Индексы цен и тарифов по основным группам платных услуг населению в июне 2005 года в Самарской области и РФ (в % к декабрю 2004 года)


Индекс цен на платные услуги в июне т.г. (к декабрю 2004г.) в области составил 115,2% (в РФ – 115,4%). Наибольший рост цен наблюдался в жилищно-коммунальной сфере - 128,7% ( в РФ - 129,1%), на рынке услуг пассажирского транспорта – 114,1% (в РФ – 110,4%), медицинских услуг – 115,9% (в РФ – 110,7%).

Финансирование отраслей социальной сферы


В I полугодии 2005 года на развитие отраслей социальной сферы направленно 48,5% общих расходов консолидированного бюджета области (151,7% к I полугодию 2004г.). Приоритетными были расходы на образование (17,9%), социальную политику (15,4%), здравоохранение и спорт (13,1%).
На территории области продолжается реализация мероприятий 24 областных целевых комплексных программ социально-культурной направленности, на осуществление которых в 2005 году предусмотрено выделить за счёт средств областного бюджета около 1,9 млрд. рублей.

 

Представительством Программы развития ООН в РФ подготовлен очередной доклад "Развитие человеческого капитала в Российской Федерации за 2005 год".
Согласно данным Доклада Самарская область сохранила за собой седьмое место в Российской Федерации по интегральному показателю уровня жизни населения – индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) и переместилась с третьего на второе место в рейтинге регионов Приволжского федерального округа. Увеличение значения ИРЧП (с 0,768 до 0,776) обусловлено ростом значения индекса долголетия (на 0,013) и индекса образования (0,017).

Десятка лидеров-регионов РФ по индексу развития человеческого потенциала*

 

 

Индекс дохода

Индекс долголетия

Индекс образования

ИРЧП

 

Российская Федерация

0,730

0,664

0,905

0,766

1

Тюменская обл.

0,993

0,698

0,908

0,866

2

Москва

0,866

0,707

0,964

0,846

3

Татарстан

0,764

0,709

0,921

0,798

4

С.-Петербург

0,748

0,690

0,954

0,798

5

Республика Саха (Якутия)

0,769

0,664

0,920

0,784

6

Липецкая обл.

0,739

0,689

0,902

0,777

7

Самарская обл.

0,737

0,675

0,917

0,776

8

Магаданская обл.

0,733

0,679

0,916

0,776

9

Томская обл.

0,749

0,664

0,915

0,776

10

Башкортостан

0,720

0,685

0,917

0,774


*Данные за 2002 год в связи со сроками расчета показателя ВВП Госкомстатом РФ

Комментарии
Ваше имя:
Введите код: