a
UNITED VOLGA

Самара
Автогуру
Недвижимость
Работа
Образование
Досуг
Телефоны
Компьютеры
SMS-сервис
webvolga
a САМАРА I ТОЛЬЯТТИ I УЛЬЯНОВСК I ПЕНЗА I САРАТОВ
Сделать стартовой На главную страницу Добавить в избраное
  КОРОТКО: sc
123 Дружественные сайты Форум
Новости
Общие данные
Аналитика
Досье
Фотоматериалы
ВСЕ НОВОСТИ
политика
экономика
общество
культура
криминал
спорт
АНАЛИТИКА


Читайте: дорогой цирк Юрия Когана

РЕКЛАМА
Детское питание БЕЗ трансгенов!
История и современность самарского ракетостроения

К 45-летию первого полета
человека в космос

В день 45-летия полета в космос первого человека в Самаре - одном из самых "космических" городов России, имеет смысл окинуть взглядом историю и нынешнее состояние отрасли, которая составляла в прошлом гордость всей страны.
Если в США после второй мировой войны ракетами и впоследствии космосом занялись авиаторы, то в СССР у авиационной отрасли было полно своих проблем с освоением реактивной авиации. Ракетостроение как отрасль создавалась на базе артиллерийских и иных предприятий с совершенно другими традициями и уровнем технической культуры. Вдобавок к этому - скопированная у немцев схема организации труда вместе с некоторыми лагерными замашками.
К концу пятидесятых удалось доказать, что ракетное оружие может стать основой обороны страны. Грамотная подача международной общественности космических достижений СССР дала огромный политический эффект без военного применения ракет.
Но американцы быстро спохватились. И к началу 60-х резво догнали и даже перегнали.
Руководство многочисленных КБ, предприятий, НИИ и т. д., осыпанное почестями за космические достижения, в известной степени успокоилось.
Но поставить рекорд - это одно, а организовывать производство, развертывание сотен ракет, сопутствующей техники, отвечать за требуемые военными характеристики -  совсем другое. "Перепиливание авиации", когда во времена Хрущёва избавлялись от большого числа стратегических бомбардировщиков, было не проявлением волюнтаризма, а вполне объяснимым прагматичным шагом. Ставка была сделана на развитие стратегических ракетных сил.
Ракетами занялись наконец коллективы с опытом серийного производства самолётов. Именно в этот момент начинается ракетно-космическая страница в истории самарского промышленного комплекса.
Крупнейший авиазавод №1  (им. тов. Сталина) постепенно сворачивает производство бомбардировщиков Ту-16 и начинает делать МБР Р-7 (Изделие 8К71).
Вообще в ракетостроение пришло совершенно другое поколение людей, более молодых, чем пионеры-основатели, не менее амбициозных и, зачастую, более образованных.
В Самару был направлен Д.И.Козлов. Сначала для организации филиала королёвского КБ.
Страна тратила огромные средства на оборону. Работать с ракетно-космической техникой было интересно, престижно и выгодно.
Самыми плодотворными для самарских специалистов стал рубеж 60-х и 70-х годов. В это время вовсю шли работы по сверхтяжелой РН 11А52 (Н-1) и пилотируемому военно-исследовательскому кораблю. К сожалению, программа Н-1 была закрыта. Да, на предприятия передали какие-то другие заказы, но это был чудовищный удар по людям - тот настрой, с которым работали по проектам того периода, вернуть уже не удалось даже последующей работой по программе "Энергия-Буран".
В начале 80-х Куйбышев обеспечивал около 60 пусков в год РН на базе Р-7 и с полсотни - спутников различного назначения (это не считая программы "Буран" и народно-хозяйственной продукции).
В принципе, ещё на начало 70-х считалось что "семёрка" (Р-7, Союз, Молния, Восток) устарела, и модернизировать её смысла не имеет. На смену шел новый носитель "Зенит".
Но вскоре оказалось, что, во-первых, он дороже, во-вторых, выяснилось, что условия выведения космических аппаратов (КА) на нём более жёсткие, чем на "семёрке", к которой адаптировано большинство спутников. Сегодня, плюс к этому, "Зенит" стал украинским.
В результате получилось, что РН "Союз" летает по сей день, и заменить её практически пока нечем. Особенно роль самарских носителей возросла в свете грядущего прекращения полётов "шаттлов". Не случайно "Союз" выбран в качестве среднего носителя для пусков с французского космодрома в Гвиане.
И всё бы было замечательно, если бы не ряд "но". Во-первых, основной космодром России оказался за границей - в Казахстане. И, в идеале, пилотируемые пуски лучше перенести на свою территорию - т.е. в Плесецк. Но оттуда, вследствие физических законов, РН может выводить на орбиту гораздо меньшую полезную нагрузку (ПН). Надо как-то увеличить массу ПН. А для этого небольшими улучшениями не обойтись - по сути, РН надо делать новую, а на это нет денег. Кроме того, ресурс у стартовых площадок на Байконуре не безграничный, даже с учётом капремонтов. Практически, лет через пять летать с "Юга" будет нельзя. Это в самом оптимистическом случае. На "Севере" площадки новее, но не на много.
А москвичи, и не только они, активно работают над новой РН "Ангара". Насколько удачной она будет - это уже другой вопрос. Важно, что первый же пуск "Ангары" будет означать для самарских предприятий очень большие проблемы.
Казалось бы, всё просто - надо собраться и разработать что-то новое. Однако делать это, по большей части, некому. Основная масса сотрудников - пенсионного или предпенсионного возраста. Самая работоспособная часть - от 30 до 50 лет - сбежала. Ибо трудовая деятельность на предприятиях отрасли в 90-е годы могла обеспечить лишь жалкое прозябание, а не нормальный уровень жизни.
Ситуация не меняется и по сей день - каждый год вузы дают десятки новых специалистов. Заводы и КБ их жадно проглатывают, потребность есть постоянно. В тоже время продолжается отток специалистов.
"За забором", в ЦСКБ, ещё продолжается социализм, люди, долгие годы проработавшие там, не представляют, что мир вокруг изменился.
По сути, космос, держится на немногих оставшихся добросовестных увлечённых профессионалах.
Поменяется ли что-то? Ведь ракеты на коленке не делают.Соответственно, в лучшем случае, можно попытаться поменять, пока не поздно, кадровую политику предприятий и начать наконец адекватно заботиться о людях.
Остается ждать и надеяться, что государство вспомнит о космонавтике и о людях, обеспечивающих своим трудом престиж этого самого государства.
Б.Л.
United Volga
Фото:
www.cosmopark.ru

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА
Лучший для Саратова сити-менеджер.
Выбираем нового министра информации области
компромат
Саратовские мэры
Имеем ли мы право на оружие?
НОВОСТИ КОМПАНИЙ
Саратов. Предприятиям промплощадки «Рефлектора» дали электроэнерию
Саратовская область. БАЭС признана лучшей атомной станцией года
Индекс РТС упал почти на 100 пунктов
В Ульяновской области «Самаратрансгаз» планирует построить новый газопровод
Тольятти. Махлай – комбат-батяня?
Мэр Вольфсбурга: производство LADA KALINA - это завод европейского уровня
АВТОВАЗ примет участие в Киевском автосалоне
Ульяновский мост через Волгу будет ремонтироваться 89 часов и 10 минут
Саратовский телеканал меняет хозяина
Центробанк России готов к запуску банкноты номиналом 5 тысяч рублей
Павел Большеданов (Саратовская область)
Виктор Тюхтин (Саратовская область)
Василий Синичкин (Саратовская область)
Олег Грищенко (Саратовская область)
Александр Мирошин (Саратовская область)
Валентин Завалев (Саратовская область)
Евгений Ефремов (Саратовская область)
Константин Титов.(Самарская область)
Евгений Мокров (Пензенская область)
Александр Пашков (Пензенская область)
Самарский информационный портал www.samara.ru www.tltnews.ru  
СоцРеклама
ЛИЧНЫЙ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ | КОММЕНТАРИИ ON-LINE | ЭКСПЕРТИЗА | ГОЛОСОВАНИЯ | РЕЙТИНГИ | ВАЛЮТА | БИРЖЕВЫЕ КОТИРОВКИ | ПОГОДА | ХОСТИНГ, @ПОЧТА | ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ | ФОРУМ
© 2006 UNITED VOLGA.     Пишите нам: общие вопросы [] | технические вопросы [] | вопросы по рекламе []
Свидетельство Эл № ФС77-23468 от 21 февраля 2006г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Всё Поволжье знакомится на love.u-volga.ru